Нацпроект "Демография" предполагает различные меры содействия занятости женщин, которые воспитывают детей младше трех лет. В частности, речь идет о значительном расширении сети яслей по всей России.
Какими будут новые образовательные учреждения для самых маленьких? Какие специалисты станут в них работать? Как сделать пребывание малыша в яслях комфортным и приятным? Каждую маму волнуют эти вопросы.
Эксперты, опрошенные порталом "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, рассказали о том, как должны вести себя родители и строиться учебный процесс, чтобы детский сад стал для малышей настоящим вторым домом, и всегда ли это возможно.
Нынешний перезапуск системы яслей, куда принимают детей с двух месяцев, многие сравнивают с практикой, которая была принята в СССР. Однако если тогда такие меры вводились для нужд государства, то теперь они в первую очередь отвечают запросу со стороны общества. Многие родители по разным причинам не имеют возможности находиться в декретном отпуске полтора, а тем более три года. Им необходимо вернуться к трудовой деятельности в кратчайшие сроки, и при этом возможность оставить ребенка на попечение бабушки или нанять няню у них отсутствует.
К 2021 году в стране должна быть обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. Для этого нацпроект "Демография" предусматривает открытие в течение трех лет не менее 255 тыс. дополнительных мест. Ведется строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий под дошкольные учреждения с ясельными группами, открываются группы кратковременного пребывания, оказывается поддержка развитию сети частных детских садов. Предполагается, что чем больше будет яслей, тем активнее родители станут пользоваться их услугами.
Как рассказали порталу в пресс-службе Минпросвещения РФ, по данным на 1 июля, дошкольное образование получают 803 991 детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, за год охват вырос почти на 50 тыс. человек, а численность не обеспеченных местами в яслях малышей уменьшилась почти на 20%. На начало июля доступность дошкольного образования для детей данной возрастной категории превысила 93%.
Конечно, это усредненный показатель по стране, и в ряде регионов картина менее радужная. Например, по итогам прошлого года среди отстающих регионов числились Дагестан, Крым и Ингушетия (доступность менее 50%), отмечалось в докладе правительства РФ о реализации госполитики в сфере образования, в котором были проанализированы данные за 2018 год. Однако ситуация постепенно меняется к лучшему.
Пока число дошкольных учреждений, куда принимают двухмесячных детей, еще не очень велико, но они, по данным пресс-службы Минпросвещения, уже действуют во всех регионах России. Альтернативой яслям для малышей младенческого возраста могут выступать, в частности, семейные детские сады. По информации министерства, сейчас в стране функционируют около 1 тыс. таких организаций, насчитывающих свыше 2 тыс. семейных дошкольных групп, объединяющих 19 тыс. 30 воспитанников разных возрастов.
Для детей в возрасте от года до трех лет пока существует больше различных вариантов. Так, помимо групп полного дня, работают группы кратковременного пребывания, где малыши могут находиться без близких взрослых два-три часа. Такие группы позволяют им постепенно привыкать к новой обстановке для того, чтобы в дальнейшем оставаться в саду уже на более длительное время.
Другая образовательная форма — это развивающие занятия, которые ребенок посещает вместе с мамой. "Присутствие близкого взрослого на первых этапах знакомства с детским садом значительно снизит стресс для ребенка", — подчеркивает кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Юлия Кочетова.
Вместе с развитием инфраструктуры ведется работа по повышению качества профессиональной подготовки, рассказали порталу в пресс-службе Минпросвещения РФ. Воспитатели и другие специалисты на регулярной основе проходят курсы повышения квалификации.
Кроме того, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) разработал профессиональный стандарт "Няня". В настоящее время в семи субъектах РФ — Башкирии, Бурятии, Белгородской, Вологодской, Ульяновской областях, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе ведется апробация образовательного проекта "Профессиональные няни — детям", который направлен на создание в нашей стране системы сертифицированных нянь. До сих пор няни в детских садах часто не имели никакой специальной подготовки.
Профстандарт определяет трудовые функции нянь. Так, специалисты, работающие с детьми раннего возраста, должны уметь менять белье и одежду по мере необходимости; помогать при приеме пищи и гигиенических процедурах; организовывать сон; проводить подвижные, развивающие игры в помещении и на свежем воздухе. Кроме того, им необходимо информировать родителей о самочувствии детей, а также поддерживать санитарно-гигиеническое состояние помещений, оборудования, постельного белья и игрушек.
Эксперты, опрошенные порталом, уверены, что современные специалисты дошкольных учреждений, в отличие от тех, кто работал при советской системе, в целом должны опираться во взаимодействии с каждым ребенком на его индивидуальные интересы и потребности. Кроме того, воспитателям необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии, уметь найти подход к каждому ребенку, в том числе через тактильные коммуникации, чтобы малыш мог почувствовать ласку и внимание.
Обустройство детского сада для самых маленьких
Организация пространства ясельных групп также требует особого подхода и пристального внимания со стороны специалистов.
Действующие СанПины предусматривают, в частности, установку в светлой части помещения группового манежа размером 6 на 5 м, горок и мостиков. Для ползания детей на полу должно быть выделено специальное место, ограниченное барьером.
Раздевалки малышей должны быть оборудованы пеленальными столиками. Кроме того, в них должно быть выделено место для грудного кормления детей матерями.
Согласно нормативам, на одного ребенка в возрасте до трех лет в групповой комнате должно быть предусмотрено 2,5 кв. м. Специалисты, опрошенные порталом, не согласны с таким подходом. Они считают, что необходимо комплектовать ясельные группы в зависимости от числа детей, приходящихся на одного взрослого.
"Хотелось бы, чтобы в СанПиНах появился некий регламент, который бы указывал на то, что один взрослый в состоянии удержать в поле зрения не больше чем 12 детей. Это, в первую очередь, связано с безопасностью, и особенно это касается самых маленьких воспитанников", — заявила кандидат психологических наук, методист московской школы № 444 Ирена Ефременкова.
В свою очередь, Юлия Кочетова добавила, что в возрасте до трех лет дети особенно нуждаются в эмоциональном, близком общении и внимании взрослого. "Если в группе слишком много детей, то большая часть времени уходит скорее на присмотр и уход за ребенком, нежели на общение и развивающие игры", — считает она.
Ефременкова отметила, что СанПиН постепенно модернизируется, но, на ее взгляд, не достаточно быстро. Она обратила внимание на то, что пока есть проблемы с согласованием различных инновационных подходов в организации детского пространства. "Например, Роспотребнадзор не понимает, как можно организовать спальню, если не ставить там стандартные кровати, а, в частности в Москве, уже большинство детских садов используют кровати-подиумы, чтобы иметь возможность освободить место для игр. Или мы никак не можем перейти от обычных шкафов к открытым системам хранения, которые являются более вместительными и реже требуют ремонта", — рассказала эксперт.
Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО) Ирина Лыкова также считает неверным существующий сейчас запрет на размещение в группах живых уголков. По ее словам, такая практика существовала раньше и оказывала, в частности, положительное влияние на эмоциональное развитие детей.
Грамотно выстроенная окружающая среда и внимательные профессиональные педагоги должны помочь ребенку легче привыкнуть к детскому саду. Но, конечно же, каждой маме очень волнительно отдавать своего малыша в ясли или детский сад.
Специалисты, опрошенные порталом, сошлись во мнении, что чем младше ребенок, тем быстрее он привыкает к саду. Тем не менее, все дети сначала проходят период адаптации, когда нужно проявлять к ним особую чуткость, так как он очень важен для формирования дальнейшего позитивного восприятия малышом его пребывания в образовательных учреждениях.
В это время, которое обычно, по оценке заместителя заведующего по воспитательной и методической работе детского сада для детей раннего возраста №2 "Малышка" городского округа Королев Московской области Ларисы Тиньковой, составляет две-три недели, очень важна постепенность. Это отмечают все опрошенные порталом специалисты.
"Можно посоветовать родителю не бежать сразу на работу, отправив ребенка в сад на полный день, а в течение периода адаптации водить его в группу сначала на час, а потом постепенно увеличивать временной интервал его пребывания", — пояснила Ирена Ефременкова. В свою очередь, Тинькова предупредила, что, оставив ребенка сразу же на весь день в саду, можно сильно усложнить весь процесс его привыкания, потому что первые два-три дня он не будет понимать, что произошло, и не станет плакать, а потом испытает сильный стресс.
Немаловажным фактором успеха, по мнению экспертов, считается также то, что именно мама или другой самый близкий взрослый в эти дни должны забирать ребенка из детского сада, не перекладывая эту ответственность на других людей. Кроме того, нужно стараться водить ребенка, когда он проходит адаптацию, в группу каждый день, не делая перерывов.
Большинство специалистов, опрошенных порталом, также подчеркивают, что эмоциональный фон близкого взрослого обязательно передается ребенку, а значит родителям необходимо постараться сохранять спокойствие и уверенность, избегая нервозности и повышенной тревожности.
Для понимания того, завершилась ли адаптация, используются различные критерии: плачет ли малыш при расставании с мамой, его поведение после ее ухода и так далее. По словам Тиньковой, долгим процесс адаптации считается тогда, когда он продолжается после первых трех недель и до 42 дней. После этого срока — это уже сложная адаптация, которая, помимо советов психолога, может потребовать и консультаций невролога.
"Если ребенок, когда родитель уходит, быстро успокаивается, если педагог предлагает ему интересное занятие, значит он будет спокойно ходить в детский сад, если же он плачет долго и успокоить его невозможно — это сигнал к тому, что он пока еще не готов", — объяснила Ефременкова. Она подчеркнула, что не все дети могут ходить в детский сад, бывают такие малыши, для которых разлука с родителями — слишком большой стресс.
Как понять, хорошо ребенку или плохо
Чтобы понять, насколько ребенку комфортно в детском саду, Юлия Кочетова рекомендует понаблюдать за его поведением, настроением, состоянием здоровья. "Если ребенок уже достаточно хорошо говорит, спросите у него, как он провел время, приучайте помнить и рассказывать про свой день и хорошее, и плохое, обращайте внимание на его чувства, а главное желание идти в детский сад, — поясняет она. — Если вы увидите, что ваш ребенок отказывается посещать ясли, проявляет негативные чувства, не настаивайте на том, чтобы приучить его к посещению детского сада, поскольку это может крайне неблагоприятно отразиться на эмоциональном состоянии — повысится уровень тревожности, могут возникнуть страхи и так далее".
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, в свою очередь, добавила, что если ребенок стал плохо спать или чаще болеть, это тоже может свидетельствовать о том, что в яслях ему некомфортно, а рассказать он об этом пока не может.
В то же время эксперты отмечают, что родители должны доверять педагогам детских дошкольных учреждений. "Опытные педагоги зачастую лучше знают, как сделать процесс адаптации ребенка к саду более гладким, родители не должны пренебрегать их адекватным советам, по крайней мере, хотя бы однажды их стоит попробовать применить", — считает директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.
Родителям ребенка очень важно рассказать воспитателям о его привычках, о том, что он любит, а что ему не нравится. Также, по словам Кочетовой, необходимо получать от работников яслей и обратную связь — узнавать об эмоциональном фоне малыша в течение дня, его проблемах и достижениях.
При этом Волынец настойчиво советует родителям приложить все усилия, чтобы поменять группу или даже учреждение, если ребенку там объективно некомфортно. "Бывает так, что ребенок психологически не совместим с конкретным воспитателем, не нужно бояться изменить ситуацию, мы же переходим с работы на работу, когда нам, например, не нравится начальник, возможно, с другим педагогом малыш будет чувствовать себя прекрасно", — говорит она.
Начало посещения детского сада в корне меняет жизнь малыша — это и новое пространство, которое нужно освоить, и незнакомое окружение. В это время ему необходима особая поддержка как родителей, так и воспитателей. Только совместными усилиями можно максимально упростить этот процесс и дать возможность ребенку получить максимум пользы от дошкольного образования и общения со сверстниками.