Главные задачи национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) на последующие шесть лет – увеличение числа граждан, занятых в малом и среднем бизнесе, в 1,3 раза — с нынешних 19 млн до 25 млн человек к 2024 году. За этот же период доля малых и средних компаний в ВВП страны должна вырасти с 22,3% до 32,5%.
Представители малого и среднего предпринимательства из различных секторов экономики рассказали корреспонденту портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, о том, чего они ждут от первого года реализации нацпроекта, стартовавшего в России в 2019 году.
Ответственность в регионах, барьеры и эффективная «цифра»
Представителей высокотехнологичного малого бизнеса больше всего беспокоит тот факт, что до сих пор неизвестно, кто конкретно будет отвечать за реализацию нацпроекта в регионах. Второй волнующий вопрос – безопасность данных на цифровых площадках, которые будут созданы в рамках исполнения целей и задач нацпроекта.
«[Национальный] проект хороший, затронуты вопросы решения многих больных для предпринимателей тем. Беспокоит реализация проекта на уровне регионов. Кто и за что будет отвечать? Считаю необходимой организацию открытой информационной [онлайн]-площадки для взаимодействия бизнеса с региональной и федеральной властью. То есть, если на региональном уровне вопросы не решаются, у бизнеса должна быть возможность прямого обращения к федеральному уровню», - говорит директор компании по производству электроники «Статера» из Ростова-на-Дону Игорь Федоров.
По словам бизнесмена, создание возможности прямого обращения к федеральным властям онлайн существенно повысит эффективность выполнения национального проекта в регионах, так как чиновники на местах будут осознавать всю ответственность в случае невыполнения той или иной меры поддержки. По его мнению, в этом случае такая площадка будет восприниматься предпринимателями, как «дружеское плечо» в тяжелую минуту.
Станислав Красильников/ТАСС
С ним согласен и генеральный директор компании по предотвращению кибератак Group-IB Илья Сачков из Москвы. Но сам он обеспокоен еще и безопасностью личных данных предпринимателей. В рамках нацпроекта уже предполагается создание цифровой площадки, которая позволит владельцам малых и средних компаний взаимодействовать с властями онлайн, а также подавать электронные заявки на различные инструменты поддержки, начиная от льготного кредитования и заканчивая получением маркетингового исследования по своему профилю. Однако пока не известно, будет ли возможность обращать через нее к федеральным органам в случае невыполнения тех или иных задач в регионах.
«В основе нацпроекта – правильные вещи. Но важна не только сама программа, но и политическая воля [руководства регионов] довести до конца идеи, которые пока изложены только на бумаге. Поскольку акцент в национальном проекте сделан на информационных ресурсах, которые должны стать главным поставщиком информации и единой точкой входа для предпринимателей, нас, прежде всего, интересует безопасность той системы, которую планирует построить государство для поддержки МСП. При этом думать о защите такой системы от взлома и целевых атак нужно уже сейчас, до того, как начнется ее строительство», - замечает Сачков.
В свою очередь он позитивно оценивает идею доступа субъектов МСП к льготным финансовым ресурсам, а также отдельный проект по популяризации предпринимательства (один из пяти федеральных проектов, входящих в нацпроект - прим. ред.). При этом Сачков отмечает, что все эти меры будут эффективно работать после снятия различных барьеров, которые мешают развиваться малому бизнесу в той или иной сфере. В качестве примера он приводит свою компанию, где есть сложности с переводом денежных средств за рубеж.
«Мы, являясь субъектом МСП, видим те барьеры при выводе бизнеса на международные рынки. Есть проблема забюрократизированности процедур, связанных с получением выручки из-за рубежа. Когда российские деньги идут за границу – это нехорошо. Понятно, что государство борется с оттоком капитала. Но почему не убрать барьеры в случае, когда выручка российских компаний за рубежом направляется в нашу страну, в нашу экономику – это понять сложно. И к отрасли IT, и к индустрии разработки продуктов для кибербезопасности это имеет самое прямое отношение и является серьезным препятствием для экспорта наших технологий и на Запад, и на Восток», - добавляет Сачков.
Диалог с властью и помощь в выходе на экспорт
Про барьеры говорят и предприниматели из сферы сельского хозяйства и легкой промышленности. По словам генерального директора завода по производству зерносушилок «Агромиг» Артема Копылова из Воронежа, сейчас для бизнеса нет единого физического окна по решению своих профильных вопросов.
«Нам нравится, что запустилось льготное кредитование, где государство субсидирует банкам ставку (программа льготного кредитования субъектов МСП, где ставка для заемщика не более 8,5% - прим. ред.). Это освобождает бизнес от рисков – мера полезная. Но вот мы очень ждем реализации такого параметра нацпроекта, как создание центров услуг для предпринимателей («Мой бизнес» – прим. ред.) по типу МФЦ. Если можно будет получать все услуги для бизнеса в одном окне, то это станет сильным толчком для развития МСП. Хочется через эти центры напрямую вести диалог с властью и оперативно решать вопросы своего сектора», - говорит Копылов.
Производитель джинсовой и трикотажной одежды Luca'Denim Анастасия Лукина из Ростовской области говорит о барьерах в другом ключе: как представитель малого бизнеса, она не может себе позволить дорогостоящие поездки на профильные выставки за рубеж, которые могли бы помочь ее компании выйти на экспорт. В рамках соответствующего нацпроекта она надеется на субсидирование таких выставок региональными властями по примеру Москвы, которая объединяет своих предпринимателей по профилям и отправляет их на профессиональные выставки за рубеж под единым брендом Made in Moscow.
«Нам было бы интересно участвовать вместе с другими компаниями в профильных международных выставках, к примеру, под единым брендом, чтобы выходить и на экспорт. Самостоятельное участие в выставках за рубежом для нас пока не посильно – серьезный барьер. Я думаю, если власти нам помогут в этом вопросе, то мы сможем заинтересовать своей продукцией многие страны», - уверяет Лукина.
Мечты о цифровизации и собственном представительстве за рубежом
О выходе на экспорт мечтают и предприниматели из пищевой сферы. Основатель пензенской кондитерской фабрики «Ванюшкины сладости» Николай Кузяков хочет открыть свое представительство за рубежом, но региональные власти просят его найти еще одного коллегу из своего региона, чтобы получить профильную поддержку от государства. В рамках нацпроекта предприниматель надеется все-таки расширить возможности по выбору бизнес-партнера.
«Я хочу открыть за рубежом торговое представительство, чтобы оно курировало только мою отрасль. Но в нацпроекте написано, что один я это сделать не имею права, что я должен найти компаньона в регионе. А если я нашел компаньона в другом регионе, а у себя не нашел? На мой взгляд, ограничивать в пределах региона не очень правильно», - отмечает предприниматель.
В качества примера Кузяков приводит историю, когда хотел открыть представительство в Азербайджане, но смог найти партнера только в другом регионе – в Челябинске, и региональные власти отказали. Также предприниматель соглашается с Лукиной в том, что имеет смысл участвовать только в профильных выставках своего сектора за рубежом. Это поможет получить прямой интерес потенциальных покупателей, следовательно, и поддержка государства в таком случае будет «максимально по назначению».
Муромец Андрей Духовской под брендом «Домашние рецепты» выпускает различные напитки на основе натуральных компонентов и мечтает о возможности проверять документы потенциальных сотрудников с помощью цифровых технологий. Он уверен: такая потребность малого бизнеса должна быть реализована в рамках нацпроекта.
Александр Рюмин/ТАСС, архив
«К примеру, медкнижки можно купить за пять минут в интернете. Человека могут уволить с занесением в эту медицинскую книжку, он ее может выкинуть, завести новую, и никто никогда не узнает. Это влияет на безопасность людей. Появление электронных книжек сделает подход людей к работе серьезнее. На мой взгляд, государство обязано перевести трудовые книжки и другие документы в «цифру», это улучшит эффективность малого бизнеса», - уверяет Духовской.
Льготы для соцпредпринимательства должны быть очевидными
Руководитель благотворительного магазина одежды Danke-Shop Андрей Громнюк из Калининграда пока не торопится менять статус некоммерческой организации на статус коммерческой компании с социальной направленностью. По его словам, это связано с тем, что до сих пор нет четкого понимания, какие же существуют льготы для социального бизнеса.
«Я обрадовался тому, что в нацпроекте упомянуто социальное предпринимательство, взят курс на закрепление этого понятия в законе. Но в рамках этого закона мы не подпадаем ни под малый бизнес, ни под соцпредпринимательство. Неплохо было бы в рамках нацпроекта расширить толкование этого термина. Но не хотелось бы менять статус, не понимая, какие льготы для социального бизнеса есть. Они неочевидны», - заключает Громнюк.
Основателя детского сообщества «Викинги» из Смоленска Руслана Хитрова в нацпроекте также больше всего интересует блок о социальном предпринимательстве. Но и у него есть вопросы.
«Наш проект по большей части социальный, а не предпринимательский. Нам, конечно, нужны льготные помещения, наша большая мечта - организовать в Смоленске Дом развития ребенка и подростка. Но в рамках нацпроекта мы не знаем, к кому обращаться за поддержкой по соцпредпринимательству. К губернатору или к местному Фонду поддержки предпринимательства? В Минэкономразвития или к местным властям?» - рассуждает Хитров, отмечая неочевидность поддержки.
По его словам, наличие льготного помещения позволило бы ему, как представителю социального предпринимательства, участвовать в госзакупках наравне с государственными детскими лагерями, у которых есть свои помещения и территории. Ведь, имея свое помещение, можно не только самостоятельно зарабатывать, но и на льготных условиях помогать детям из семей, которые не могут оплатить себе отдых. «И тогда больше детей на свете будут чуточку счастливее!» - добавляет Хитров.