С начала 2019 года специалистами республиканского Управления Россельхознадзора выявлено 292 нарушения земельного законодательства Российской Федерации. Общая сумма наложенных штрафов составила 5,3 млн. рублей.
Проблемные вопросы, возникающие при использовании сельхозземель, мы обсуждаем с представителями Управления Россельхознадзора по Республике Башкортостан: заместителем руководителя Алексеем Гнездиным и начальником отдела государственного земельного надзора Алексеем Середнюком.
- Алексей Николаевич, давайте объясним, что такое земли сельскохозяйственного назначения, чем они отличаются от других земель, и почему они должны охраняться?
- Законодательством, регулирующим земельные отношения, установлено, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, расположенные за пределами границ населенных пунктов и предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции. Земельным кодексом Российской Федерации на первое место среди основных принципов земельного законодательства поставлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, а затем уже использование земли в качестве недвижимого имущества, опять таки без нанесения ущерба окружающей среде.
Этим же законодательным актом подробно регламентировано содержание деятельности по охране земель, а также ограничения по их использованию.
Россельхознадзор как раз и осуществляет надзор за земельными участками сельскохозяйственного назначения, но не за всеми. В соответствии с законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения к сфере нашей ответственности не относятся сельхозземли, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, гаражного строительства и земли, занятые объектами недвижимого имущества. Эти участки, подконтрольны Росприроднадзору.
- Алексей Витальевич, сколько у нас таких земель в республике?
- По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года площадь земель данной категории составляет 7 млн. 237 тысяч гектаров, в структуре земельного фонда республики это почти 51 процент от всей площади.
В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 6 млн. 620 тысяч гектаров (91,0%), из них пашни около 3,5 млн. га.
За последние 10 лет в другие категории земель было переведено около 500 тыс. га. Земли данной категории в установленном порядке отводились под расширение населенных пунктов, строительство новых и расширение территорий уже действующих объектов промышленности, транспорта и связи.
- Неиспользование сельхозугодий является нарушением земельного законодательства. Задача вашего ведомства заключается в выявлении и устранении таких нарушений. Как это происходит на практике?
А.Н.Гнездин: - Субъектами проверок, проводимых нашими государственными инспекторами, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, а также органы местного самоуправления и государственной власти. Они должны быть правообладателями земельных участков, подконтрольных Россельхознадзору.
Мы проводим плановые и внеплановые проверки, административные расследования, как правило, по поступающим к нам обращениям о нарушениях. Кроме того, законодательство позволяет нам проводить мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, это –административные обследования объектов земельных отношений и плановые (рейдовые) осмотры (обследования).
В большинстве случаев при проведении контрольно-надзорных мероприятий мы выезжаем непосредственно на земельные участки и смотрим, как они используются. С начала года нами проконтролировано 508261,5 га сельхозземель.
Если выявляются нарушения, подведомственные Россельхознадзору, а это не проведение комплекса обязательных мероприятий по обеспечению плодородия сельхозземель, их зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью, захламление твердыми коммунальными отходами, то в отношении собственников и арендаторов таких земель составляются административные протоколы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Достаточно сказать о том, что штрафные санкции по данной норме составляют для граждан от 20 до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц от 400 до 700 тыс. рублей.
Наряду с этим допускаются случаи порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами, уничтожения плодородного слоя почвы при проведении различных работ, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя, не проведения обязательных мероприятий по рекультивации нарушенных земель и нарушения мелиоративных систем.
- А какой вред почвам может быть нанесен при зарастании полей сорными растениями, деревьями или кустарниками?
А.В.Середнюк: - Зарастающие бурьяном и лесной порослью сельхозугодья выводятся из сельскохозяйственного оборота и со временем осуществление производства сельскохозяйственной продукции на них становится практически невозможно. Ввод их в работу с каждым годом их не использования становится для правообладателей всё более проблематичным, так как требуется вложение больших финансовых средств из за необходимости проведения сначала специальных мероприятий, таких как раскорчевка насаждений, удаление сорной растительности, ликвидация закочкаренности, и лишь потом уже заниматься сельхозпроизводством. Проведение таких мероприятий на неиспользуемых землях может привести к повреждению плодородного слоя почвы.
Если все мероприятия по сохранению земель сельскохозяйственного назначения проводятся своевременно, то и результат будет соответствующий. В этом году наиболее высокие показатели урожайности достигнуты в Чекмагушевском районе (41 ц/га), с большим отрывом от других районов. В Аургазинском, Кармаскалинском, и Стерлитамакском районах урожайность составила 29 ц/га. Этому способствовало проведение хозяйствами в течение длительного периода времени всех мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, по работе с семенами и современными технологиями, то есть по выполнению обязательных требований. Очевидно, что добросовестные сельхозтоваропроизводители должны выполнять возложенные на них законодательством обязанности отнюдь не для проверяющих, а для развития своего бизнеса, улучшения качественного состояния земель.
- Сколько выявлено таких земель у нас?
А.Н.Гнездин: - В этом году зарастание было выявлено на площади более 6 тысяч га. Тут возникает и другая проблема. Высохшая сорная растительность становится опасной в плане возможного её возгорания в пожароопасный период. Поэтому правообладателям таких участков и органам местного самоуправления перед наступлением зимнего периода необходимо обкосить неиспользуемые угодья, чтобы не допустить на следующий год возникновения сельхозпалов, особенно на тех участках, которые граничат с населенными пунктами и лесами.
- Еще одна проблема. Это несанкционированные свалки на землях сельскохозяйственного назначения. Каковы масштабы такого загрязнения в республике и удалось ли кого-нибудь наказать за это?
А.Н.Гнездин: - По данным республиканского Министерства природопользования и экологии на территории республики на начало 2019 года было зарегистрировано 2918 несанкционированных свалок, общая площадь которых составляла 2301 га с совокупным объёмом накопленных отходов более 29 млн. кубометров. 80 процентов таких свалок расположены на сельхозземлях.
В республике разработан План мероприятий («Дорожная карта») по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации нарушенных земель, расположенных на территории муниципальных районов.
За три квартала текущего года ликвидировано 337 несанкционированных свалок, что составляет всего лишь 12 процентов их общего количества. Наше Управление тоже вносит свою лепту в общее дело по очищению природы от мусора.
По состоянию на 1 декабря 2019 года в ходе надзорной деятельности нашими сотрудниками на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 33 несанкционированные свалки отходов на общей площади более 34 га. Сельхозугодья, как правило, загрязнены коммунальными, строительными отходами и отходами лесопиления.
В большинстве случаев стихийные свалки возникают на землях, которые не используются по назначению и зарастают сорными растениями. Захламление земель отходами приводит к ухудшению качественного состояния почв, сокращению площадей сельскохозяйственных угодий, пригодных к использованию.
В текущем году по фактам захламления сельскохозяйственных земель возбуждено 33 дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении 4 юридических лиц и 29 должностных лиц, выданы предписания об устранении нарушений в установленные сроки, вынесено 10 постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности путем назначения штрафов на общую сумму 275 тыс. рублей, в отношении 1 субъекта малого предпринимательства штраф заменен предупреждением.
14 административных дел прекращено на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с тем, что главы СП обращались в районную администрацию о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию свалок ТБО, но получили отказ в их выделении из-за отсутствия средств в муниципальных бюджетах.
В результате принятых Управлением мер ликвидировано только 12 свалок твердых отходов. Таким образом, 3,7 га сельскохозяйственных земель приведены в состояние, пригодное для использования по назначению.
- Может ли произойти порча сельхоземель в результате попадания на них отходов производства и потребления?
А.В.Середнюк: - Вполне вероятно. Кроме бытового мусора на поля вывозят свои отходы и предприятия (животноводческие и птицеводческие хозяйства, нефтегазодобывающие организации, очистные сооружения).
На таких участках мы отбираем почвенные образцы и направляем их для исследования в лаборатории подведомственных референтных центров, которые расположены в Уфе и в Оренбурге. При исследовании проб испытательные лаборатории выявляют случаи превышение предельно-допустимых концентраций опасных загрязнителей (тяжелых металлов, хлоридов, нитратов, энтеррококов и др.). Всего в этом году нами отобрано 494 таких пробы и в 156 выявлено наличие опасных веществ в концентрациях превышающих предельно допустимые.
В отношении правообладателей таких земельных участков, а также лиц, не являющихся таковыми, но допустившими порчу земель составляются протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Также мы выдаем предписания об устранении выявленных правонарушений, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению таких административных правонарушений, и предлагаем в добровольном порядке провести рекультивацию нарушенных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивациии возместить ущерб почвам как объекту охраны окружающей среды. Если это не выполняется, то по закону мы обращаемся с исками в суд.
29 случаев порчи было выявлено в этом году на площади 25,32 га, составлено 29 протоколов об административных правонарушениях в отношении 7 юридических лиц и 22 должностного лица. Рассмотрено 15 административных дел, наложено административных штрафов на сумму 200 тыс. рублей.
- Скажите, кроме штрафов, существуют ли какие-то другие меры воздействия к тем лицам, которые допускают нарушения при использовании земель?
А.Н.Гнездин: - Да, мы проводим не только карательные меры, но и используем мероприятия профилактического характера. Различными способами: через средства массовой информации, на своем официальном сайте, выступая перед представителями бизнеса на специальных встречах, мы предупреждаем наших аграриев об обязательных требованиях, которые они должны выполнять при использовании сельхозугодий.
С 2017 года мы используем еще одну превентивную меру, направляем при обнаружении подведомственных нам нарушений лицам их допустившим предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований указанных в нормативных правовых актах. Что характерно такой материал может быть направлен и лицу ранее уже допустившему однородное правонарушение. В случае если со стороны лица допущен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, то в таком случае предостережение не направляется.
В этом документе лицу, которому он направляется, мы объявляем о допущенном нарушении, указываем на необходимость выполнения обязательных требований и при этом это лицо должно призадуматься, выполнить их, тем самым устранить нарушение в установленные сроки и уведомить нас об этом. Если получатель предостережения этого не сделает, то в последующем при проведении проверки и выявлении нарушения, он будет подвергнут административному штрафу.
При рассмотрении административных материалов в отношении представителей малого и среднего бизнеса мы используем положения административного законодательства, позволяющие избежать назначения административного наказания в виде штрафа, и назначаем наказание в виде предупреждения. Так, замена штрафа на предупреждение применялась нами 16 раз. Напоминаю, что нарушение должно быть совершено впервые, при отсутствии вреда и ущерба. Как правило, в ходе административного разбирательства хозяйствующий субъект должен предпринимать меры к устранению нарушения.
Ежеквартально в рамках проведения контрольно-надзорной деятельности мы проводим публичные обсуждения правоприменительной деятельности Управления по всем направлениям контроля и надзора, в том числе и при осуществлении государственного земельного надзора. Эти мероприятия открыты, любой может на них присутствовать и ознакомиться с докладами ответственных работников, узнать о нововведениях в регулируемых сферах и придерживаться правомерного поведения при использовании земель в сельском хозяйстве. Такие встречи проводятся в нашем государственном аграрном университете. Пользуясь моментом, отмечу, что вся информация о таких мероприятиях размещена на нашем официальном сайте. Там же размещены наши адреса и номера телефонов, можно задать любой интересующий вопрос по деятельности Россельхознадзора.
- Еще один вопрос. Борщевик Сосновского. Что это за растение? Если оно произрастает на земельном участке, будет ли это являться нарушением?
А.В.Середнюк: - К нам поступали обращения из Краснокамского и Уфимского районов от граждан, которые бьют тревогу в связи с зарастанием этим растением соседних участков и тем, что оно может принести вред здоровью человека при попадании на кожу, вызывая серьезные ожоги.
В 2018 году Борщевик Сосновского был включен Минсельхозом России в Отраслевой классификатор сорных растений под порядковым номером 5506. Теперь он официально является сорным растением, хотя раньше это была кормовая культура.
За вегетационный период он может до двух раз дать зеленую массу и тысячи семян, которые могут очень долго находиться в почве, и при благоприятных для него условиях прорастать и активно вытесняя культурные растения захватить большую площадь. Помимо того что он опасен для человека, в пожароопасный период в сухом виде он может создать угрозу возгорания. Если будет выявлено зарастание этим растением сельхозземель, то может наступить ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ к тем, кто не принимает меры к его уничтожению.
Для сведения скажу, что в Подмосковье объявлена решительная борьба этому сорняку, так как его распространение приобрело размеры стихийного бедствия. В соответствии с Законом Московской области «О благоустройстве» правообладатели земельных участков обязаны проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков до его бутонизации и начала цветения (химическими, механическими и агротехническими способами). К тем, кто не будет выполнять эти требования, будут применяться штрафные санкции (до 5 тыс. руб. для граждан и до 1 млн. руб. для организаций).
- И еще один вопрос. Можно ли строить на землях сельскохозяйственного назначения жилые дома?
А.Н.Гнездин: - На землях сельскохозяйственного назначения строительство объектов недвижимости жилого назначения категорически не допускается.
Но на сельхозземлях могут располагаться садоводческие некоммерческие объединения граждан. И на своих участках они вправе возводить садовые дома, хотя на деле там появляются домовладения со всеми необходимыми коммуникациями, в которых люди живут круглогодично.
Сейчас мы имеем несколько неприглядных ситуаций по республике, когда люди, построив жилые дома на приобретенных в поле участках, не могут в законном порядке зарегистрировать их в собственность. А надзорные ведомства настаивают на их сносе, потому что земля под ними не переведена в соответствующую категорию земель. Но это область не подконтрольна Россельхознадзору. Если мы выявляем такие случаи, то незамедлительно должны сообщать в прокуратуру, администрацию местного муниципального образования и в Управление Росреестра по Республике Башкортостан.
Летом по поручению прокуратуры нашими специалистами были проведены рейдовые мероприятия по осмотру сельхозучастков, предоставленных для рыбоводства. Законом допускается использование сельхозземель для таких целей, так как это одна из отраслей сельскохозяйственного производства. Так, могут использоваться естественные водные объекты, например озера, или искусственно созданные пруды с использованием гидротехнических сооружений на водотоках либо пруды-копани.
Были выявлены нарушения, когда на земельных участках, предоставленных для вышеуказанных целей, осуществляется деятельность не связанная для сельхозпроизводства (добыча ОПИ, строительство капитальных объектов недвижимости для проживания и отдыха). Фактически арендная плата за их использование рассчитывалась исходя из ставки земельного налога для сельхозземель, которая равна 0,3 процента от кадастровой стоимости, фактически участки используются в целях рекреации, организации кемпингов для рыболовства и охоты), а это уже повышенная ставка налога и соответственно другая арендная плата. Также бывают случаи, когда ограничивается доступ местного населения к местам отдыха и сенокошения.
В завершении хотелось бы обратиться ко всем, кто использует сельхозземли с просьбой о выполнении обязательных требований, а именно не допускать действий, приводящих к загрязнению, истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечивать рациональное использование земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.