Зилаирские огни
+19 °С
Облачно
Все новости

«Живой голос Победы…»

В проекте «Живой голос Победы», где пишут о героях Великой Отечественной войны, участвует наш земляк Иван Андреевич Слухай.

В проекте «Живой голос Победы», где пишут о героях Великой Отечественной войны, участвует наш земляк Иван Андреевич Слухай.

Иван Андреевич родился 5 декабря 1924 года в селе Успенка Зилаирского района Башкирской АССР. Отец – Слухай Андрей Степанович (1904–1942). Мать – Слухай Екатерина Павловна (1903–1986). Супруга – Слухай Мария Сидоровна (1923-2009). Сын – Слухай Вячеслав Иванович.

В 1939 году комсомол направил пятнадцатилетнего Ивана учителем в школу села Бузулук Оренбургской области, работать с первоклассниками. Работая в школе, он окончил педагогический техникум. Стал в 16 лет заведующим начальной школой и секретарем районного комитета комсомола.

Но война поломала дальнейшие планы. Он добровольцем вступил в народное ополчение и рвался на фронт. Никто и слушать не хотел мальчишек, осаждавших военкоматы, но военком отобрал нескольких для учебы в Одесское пехотное училище, эвакуированном в город Уральск. Слухай оказался среди них.

Отец его в 1942 году погиб на фронте.

В январе 1943 года, не окончив полный курс училища, Иван Слухай убыл на фронт в самое пекло – Сталинградское сражение. Когда в одном из боев пал взводный, он заменил его, стал лейтенантом и командиром минометного взвода 73-й гвардейской стрелковой дивизии.

На подступах к Белгороду он уже командовал ротой. В день первого салюта в честь освобождения Белгорода и Орла его назначили комсоргом батальона.

Пройдя Харьков, Полтаву, форсирование Днепра, Иван Слухай уже стал комсоргом полка и получил первый орден Красной Звезды. Затем были Днестр и Дунай. На плацдармах он не раз участвовал в рукопашных схватках. В одном страшном бою вытащил из-под танка истекающего кровью командира 73-й гвардейской дивизии Семена Антоновича Козака и по-пластунски на себе притащил генерала к медсанбату. Наградой за мужество стал второй орден Красной Звезды, а за героизм в боях Ясско-Кишиневской операции – третий. Вскоре он возглавил группу, первой вступившей в Болгарию и получил болгарский боевой орден Красного Знамени.

Председатель Московского областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Виктор Яковлевич Азаров тоже с чувством глубокой благодарности рассказывал, как Иван Слухай вынес его, раненного, с поля боя.

Осенью 1944 года за освобождение Белграда шли кровопролитные уличные бои. Гибло много мирных жителей. Красивейшему городу Европы грозило уничтожение. Наше командование решило предложить гитлеровцам переговоры о капитуляции. Один из пленных вражеских офицеров-саперов перевел это послание для командующего немецкой группировкой, которого знал лично.

Ивана Слухая вызвали к генерал-майору Козаку: «Принято решение послать вас парламентером к командующему немецкими войсками для вручения пакета. От того, как вы справитесь со своей миссией, зависит жизнь многих людей».

Улицы в городе были узки, шла беспрерывная пальба. В сопровождении двух пленных немцев (один из них знал русский язык), с белым флагом Слухай направился к позициям противника. Дерзость парламентера произвела впечатление. Выстрелы стихли, перед ним появились три немецких офицера. Через переводчика Слухай объяснил им свою задачу. Вскоре прибыл представитель командующего немецкой группировкой и принял пакет. Слухай направился к своим. Когда он приблизился к нашим позициям, по нему все же открыли огонь. Но лишь две пули касательно задели правую ногу.

Задание со смертельным риском для жизни было успешно выполнено. В первую же ночь на участке 73-й гвардейской Сталинградской дивизии 243 немецких солдата и офицера оставили свои позиции и сдались в плен. Подобная картина наблюдалась на боевых участках и других наших соединений. В обороне противника образовалась брешь. Вскоре Белград был полностью освобожден от оккупантов.

Получивший за выполнение этого задания орден Красного Знамени Иван Слухай закончил войну не 9 мая, как большинство, а 20-го. В предгорьях Австрии, где еще не хотели сдаваться остатки вражеских соединений, он хоронил, погибших в этих последних боях своих бойцов. На всю жизнь осталась горечь от тех похорон.

К имеющимся наградам добавились орден Отечественной войны II степени, медали за освобождение и взятие городов и другие награды.

Послевоенная служба Ивана Андреевича продолжилась в Московском округе ПВО в качестве пропагандиста полка, затем – заместителя командира полка зенитно-ракетных войск по политической части. В 1956 году он окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. В аппарате политуправления заметили опытного офицера с фронтовой закалкой и взяли на должность инспектора управления, затем он последовательно вырос до инспектора и заместителя начальника отдела Политуправления Московского округа ПВО.

В 1962–1967 годах он работал инспектором Главного Политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, был лектором ЦК КПСС, а в 1967–1969 годах участвовал в становлении Политического управлении Войск ПВО страны. После чего по личной просьбе был направлен на самостоятельную работу, на один из самых трудных участков в Заполярье – начальником политотдела 21-го корпуса ПВО. В июне 1974 года он стал старшим инспектором Политуправления Войск ПВО по войскам Ракетно-космической обороны.

В 1987 году Иван Андреевич Слухай по выслуге лет уволился из армии в звании генерал-майора артиллерии, отдав армии 45 лет жизни, и сорок из них – войскам ПВО. К фронтовым наградам за эти годы прибавились ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Дружбы народов, многочисленные медали.

Но его деятельная натура не позволила отойти от активной работы.

Его пригласили работать в Московский комитет ветеранов войны, где ветераны народного ополчения избрали его председателем Объединенного совета ветеранских организаций московских ополченцев. Вскоре он стал членом Бюро, а затем и заместителем председателя Комитета.

Благодаря его усилиям были возрождены первичные организации ветеранов всех 16-ти дивизий народного ополчения, сформированных в городе Москве в годы Великой Отечественной войны, многие участники войны были вовлечены в активную ветеранскую работу, оказались в центре внимания и заботы, смогли внести свой посильный вклад в воспитательную работу подрастающего поколения.

С 1996 года председатель Московского Комитета ветеранов войны.
Награждён орденами Дружбы, Почета, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I и II степени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС» III степени, многими медалями. В конце февраля 2020 года мэром Москвы награждён медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

К сведению

Хутор Успенка. Он входил до своего исчезновения с карт Башкирии в Дмитриевский сельсовет Зилаирского района. К слову, от Зилаира до Дмитриевки 47 километров.
Фамилии бывших жителей хутора: Шаталовы, Павленко, Духненко, Макаровы. Заметайло, Федосеенко, Захаренко, Бурмистровы, Лакиенко, Козупины, Слухай, Ситник, Мельниченко, Макаровы, Козловы, Ганниченко, Трофименко, Духненко, Безчастные, Власенко.

Хутор Успенский упоминается в 1917 году как населенный пункт 2-ой Каракипчакской волости Оренбургского уезда, заселенный украинцами, число дворов на тот момент было 26, жителей 166.

Нет сейчас на карте не Успенки, ни Павленки. Кстати, бывшая Успенка отстояла от Павленки (Павленского) к северо-западу в несколько километров. Когда-то в хуторе была школа-семилетка. Сейчас от бывшего населенного пункта остались одни лишь воспоминания… На проселочной дороге столб с распределительной коробкой –трансформатором говорит о том, что когда-то недалеко тихо и размеренно жили люди… Ах, да, еще пруд остался! 31 октября 1989 года Председателем Президиума Верховного Совета Башкирии Ф. Султановым подписано Постановление об исключении из учетных данных хутора Успенка Дмитриевского сельсовета Зилаирского района.

Читайте нас: