Зилаирские огни
-4 °С
Облачно
Все новости
Культура
28 Июня , 16:06

«Народное интервью» с краеведом из Бердяша Зилаирского района

В качестве эксперта в нашей рубрике «Народное интервью» принимает участие краевед из села Бердяш Нина Петровна Николаева. Вопросы нашему эксперту прислала Светлана Петровна Бусарёва из с.Бердяш:

«Народное интервью» с краеведом из Бердяша Зилаирского района
«Народное интервью» с краеведом из Бердяша Зилаирского района

– Расскажите, пожалуйста, когда и как появилось наше родное село?

– Бердяш – село, расположенное в юго-западной части Зилаирского района, центр сельского совета, куда входят такие деревни, как Верхняя Казарма, Новоалександровка, Сосновка. Официально считается, что село было основано в 1774 году крестьянами- чувашами, скрывающимися от насильственной христианизации и наказания за участие в Пугачевском восстании. Они являлись переселенцами из Уфимской и Самарской губернии.

По другим источникам село появилось тогда, когда был создан Преображенский медеплавильный завод в с. Зилаир. Эта информация переносит основание на 20 лет раньше. Руда была привозная и для ее доставки на завод и вывоза готовой продукции, был построен Исетский тракт, который связывал г. Оренбург с Преображенским заводом. А для обслуживания и охраны этой дороги создавались поселения крестьян и солдат. Так появилась деревня Верхняя Казарма, где жили солдаты. В д.Александровка (ныне д.Сосновка) проживали рабочие Преображенского медеплавильного завода. Дальнейшее изучение истории села вызвало предположение, что оно возникло еще раньше и основателями села являлись уже не чуваши, а татары. Подтверждение этому можно найти в рукописном труде известного географа – путешественника Рычкова И.П., датированного 1776 г.

В нем сообщается, что Бердяш – это татарская деревня Оренбургского ведомства, основалась не позднее 1770 г. В ней по переписи насчитывалось 18 душ м.п. Не исключено, что П.И. Рычков смешивает татар и чувашей, но вероятно и то, что такое малое население было ассимилировано чувашами. По-чувашски название села «Тириш», по-башкирски «Бирзиш».

Это объясняется тем, что переселенцы селились у истоков реки Бердяшки, ее название произошло от башкирского слова «бирде», что в переводе означает «хариус». Название речки в свою очередь дало название селу. Когда сюда прибыли первые переселенцы из Поволжья, то долго не могли найти подходящего места для поселения.

Сначала они присмотрели себе место в районе ручья Чувашлёнок. Там были подходящие условия для жизни чувашей: близость воды, хорошая земля. Но в лесу практически не было липы, из которой чуваши делали многие необходимые для жизни предметы: из лыка плели лапти, делали мочало, плели верёвки, из древесины делали посуду. Кроме этого, здесь умерла девочка, и чуваши уехали из этого места. Более удобное место для жизни они нашли совсем недалеко, у истоков речки Бердяшка. Название этой речки произошло от башкирского слова берде (кутема – хариус). В то время в речке водилось очень много хариуса.

На правом берегу было небольшое поселение башкир. Они ловили рыбу в речке, разводили лошадей, но, с расположением на левом берегу чувашей, оставили эти места и переселились в другое место. Место было неплохое, так как в окрестностях было очень много липняка.

Из поколения в поколение передавалась легенда о появлении здесь чувашей. «Много лет назад в этих краях появилась небольшая группа людей, которая искала себе место для жительства. Долго они шли, но места для остановки так и не нашли. Среди них был молодой мужчина, у которого жена была беременна. Стемнело, и уставшие путники решили остановится на ночевку. Наконец они увидели открытое пространство, где и расположились. Ночью произошло радостное событие, молодой мужчина стал отцом – у него родился сын. Когда рассвело, они увидели недалеко лес, в котором росли сосны, березы, дубы, клены, черемуха, а самое главное –липа, потому что из ее лыка чуваши изготавливали себе обувь. А недалеко от того места, где отдыхала молодая мать с сыном, росла маленькая сосенка. И решили путники остаться здесь. Они построили себе жилища, выкорчевали корни деревьев, чтобы сделать огороды. Маленькую сосенку поселенцы берегли, ведь она была символом новой жизни не только маленького мальчика, но и их самих. Так появился Бердяш, а свидетелем всех событий: и трагических, и радостных, до сих пор остается та, когда-то маленькая сосна, со временем превратившаяся в красивое дерево». Эта сосна до сих пор растёт на пригорке около села. Её любовно все называют Кривой Сосной и она является символом нашего села, – повествует Нина Петровна. – Позднее был составлен документ о вечном пользовании этими землями за подписью оренбургского губернатора и основании здесь поселения в 115 душ. Прибыли Прибыли сюда крестьяне из двух губерний: Самарской и Уфимской (с.Слапкусь). Поэтому и строиться они начали в разных местах: на холме и вдоль речки. У них были разные традиции, обряды, одежда и образ жизни.

Это говорит о том, что они были из двух разных губерний. Одни назывались – «тури», другие – «анатри». «Тури» – белые, «анатри» – синие чуваши.

Крестьянки, приехавшие из Самарской губернии, носили вышитые рубашки. Вместо платка на голове носили вышитые полотенца, на груди – треугольники, обвешанные различными монетами (назывались они – «вирьял»).

А крестьянки, приехавшие из Уфимской губернии, носили синие рубахи. На голове уборы были такие же, как у крестьянок Самарской губернии, но назывались по-другому – «сермит».

Христианскую веру в те времена они не признавали, попов боялись, но у них были свои боги – «Ирихи». Они их изображали в виде кукол – мужья и жёны, сажали в бураки из лыка и подвешивали в хлеву в уголке. По праздникам и на поминках их кормили крошками: клали в бурачок хлеба, мяса и т.д. При эпидемиях жители рыли подземные ворота, где добывали огонь трением, проходили через него, а в домах гасили весь огонь. Лечились у знахарей-шептунов. На месте современного Бердяша был лес, и первые дома строили из него. Внутри домов был земляной пол, в одной из стен находилась небольшая дыра. Около дыры пол был устлан камнями, и на них разводили огонь. Камни накаливались, и было тепло, дым выходил через дыру на улицу. Это место называли чувал. Дома были покрыты соломенными крышами. В середине XIX века деревня была еще слабо заселена. Она относилась к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. В 1866 году в селе насчитывалось 97 дворов, количество жителей достигло 574 человека. В хозяйственном отношении население села было занято земледелием. Преобладали посевы ржи, ячменя, пшеницы. Из технических культур засевали лён, необходимый для шитья одежды. Немаловажное значение в хозяйстве играло огородничество, животноводство и пчеловодство. Активно были развиты домашние и кустарные промыслы. Основные орудия, инвентарь, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, а также обработку растительных волокон, шерсти, древесины и ряда других продуктов жители села производили сами. Наиболее распространенными и преимущественно женскими видами домашнего промысла являлись изготовление холста и сукна, крашение тканей, вышивание и шитьё одежды. Большого искусства чувашки достигли в вышивке, которая широко использовалась в украшении одежды, полотенец, занавесок. Со временем эти два небольших поселения разрослись и объединились. Но и сейчас в планировке нашего села это заметно: две части как бы объединены улицей, которую сейчас называют Центральной. Жизнь на новом месте была трудной: землю обрабатывали вручную, самодельными плугами и сохами, сеяли и пололи тоже вручную. Вскоре построили Георгиевскую церковь. Она являлась точной копией Спасо-Преображенского храма, который находился в селе Зилаир. Церковь была красивой и нарядной, издалека была видна. Но деревянной, что не уберегло её от пожара в начале ХХ века. 4 февраля 1913 года епископом Оренбургским и Тургайским Феодосием (Олтаржевским) Макарий Фёдорович Квиткин был рукоположен в священный сан диакона и направлен для служения в село Бердяш Орского уезда.

В настоящее время село живёт полноценной жизнью. Функционируют средняя школа, дошкольная группа, библиотека, Центр культуры и досуга, сельский совет, ФАП, магазины, ведут своё хозяйство индивидуальные предприниматели.

Бердяшевцы очень активные, трудолюбивые, честные, настоящие патриоты. И всегда в центре всех общественно-значимых событий, украшая наш район.

(продолжение следует…)

«Народное интервью» с краеведом из Бердяша Зилаирского района
«Народное интервью» с краеведом из Бердяша Зилаирского района
Автор:София Серкова
Читайте нас: