Вначале был – звук. По крайней мере, так определяет предысторию своей коллекции сам Кабир Абдуллович. – Будучи дирижером и руководителем фольклорного ансамбля нам часто приходилось выезжать на конкурсы и фестивали. После наших выступлений, а они всегда пользовались большим успехом, в знак благодарности восторженные слушатели дарили нам музыкальные инструменты. Скорее, в надежде, что они обретут новую жизнь. Это были не только традиционные, но и редкие экземпляры. Так постепенно складывалась коллекция и зарождалась мысль о возможности создания музея. Вообще, стремлению создать музей необычных музыкальных инструментов способствовало и то обстоятельство, что зачастую для разнообразия тембрового звучания фольклорного ансамбля, в репертуаре которого были казачьи и свадебные обрядовые песни, не хватало, как мне казалось, национального колорита, – и со временем я начал делать инструменты по книге: бочок с горохом, пастуший хлыст или бич-хлопушка, рубель, колотушка-сторожевик. У нас в ходу даже были косы, пилы и стиральные доски. А идея создания музея национальных инструментов и этнографии зародилась чуть позже – в 1988 году.
Кенийская арфа, башкирская думбыра и курай, армянский дудук, уральские колокола, неаполитанская мандолина, старинная флейта – это лишь небольшой перечень того, что можно увидетьть на выставке К.А. Ямилова. О каждой вещи есть информация, какой мастер сделал, когда, каким образом инструмент попал в коллекцию, – полное описание экспоната. Поэтому и его шоу-программа получается интересным, ярким и запоминающимся.
– Материал лучше воспринимается, если исторические факты преподнести в образах. У меня припасены истории возникновения инструментов из сказочных былин, легенд, народных поверий. И про жалейку, и про рожок, балалайку, гусли. Я работаю с аудиторией как дирижер с оркестром. То рассказываю сам, то вступаю в диалог, то предлагаю принять участие в демонстрации музыкального инструмента. Желающих хоть отбавляй. Особенно не обойтись без сказки в аудитории дошкольного возраста, – рассказывает дирижер. – Есть еще и копии головных уборов – кокошники с бисером, китайские шляпы, индийские головные уборы, в которые можно наряжаться, – увлеченно рассказывает сам экскурсовод, кстати, играет на 30 музыкальных инструментах.
Напоминаем, что продлится выставка К.А. Ямилова до 4 ноября, так что есть еще у вас время ее посетить и окунуться в мир прекрасной музыки в мастерском исполнении.
Подробнее читайте в № 88 от 2 ноября