В сторонке мужчина средних лет что-то объясняет одной из девушек, видно, что уговаривает. А, точнее, Галиму Имангулову. Это Махмут Бикколов. У него Галима занималась в кружке по вокалу в городском Дворце культуры им. 40-летия Октября.
– Галима, с твоим талантом ты будешь блистать на больших сценах. – Работа строителя не для тебя!»
Куда там! Галима пропускала мимо ушей слова учителя. Тем более, что девчонки торопили её сесть в автобус. Они давно обсудили будущую жизнь, представляя её очень романтичной. На стройке хорошо платят, так что оденутся с иголочки.
Быть артисткой в её планы не входило. Повлияла на неё и обработка двоюродной сестры Галии, которая была постарше и с раннего детства была для неё большим авторитетом.
Все знали, что у Галимы редкий красивый голос. Песни разучивала по радио. Голос её позволял петь и протяжные башкирские песни. Но «авторитет», сестра Галия, говорила, что артистки должны быть красивыми.
– А ты посмотри на себя! По какой причине она так говорила – неизвестно. Можно только догадываться. Лукавила она. Что-что, а красотой бог Галию не обидел. Черноокая с точёной фигурой, да плюс ещё красиво поет.
Но, но… Галима запрыгнула в автобус и умчалась навстречу своей судьбе.
Романтики, действительно, было через край. Жизнь в вагончиках, высокая зарплата, местные ребята Гурьбой кружились возле вагончиков. Выбирай – не хочу!
И объектов для стройки было много: МТМ, двухэтажный жилой дом, коровники, столовая, здание СПТУ. Галиме хорошо давалась кладка углов. Быстро закончит, сядет свесив ноги, и запоет, не жалея свой драгоценный голос, не обращая внимания на холодный ветер и мороз.
Как-то раз она заглянула в клуб. А там, весьма симпатичный молодой баянист Закир. Видимо ёкнуло у него сердце при виде такой видной девчонки.
– Красавица, может, споёшь со мной?
Согласилась. И спелись они на целых 37 лет. Так из Имангуловой Галима стала Исламгуловой. Они вырастили троих детей. Вместе работали в клубе.
Закир-агай был мастером игры на баяне. Певцам было за честь петь под его аккомпанемент. Пишу о нём, к сожалению, в прошедшем времени. Он ушел рано, не дожив до выхода на пенсию. Это было 30 декабря перед Новогодним представлением, где он должен был играть роль Деда Мороза. Любая роль в спектаклях ему была по плечу. Я решила посвятить ему несколько строк, потому что немало лет мы проработали с ним бок обок в одном СДК. В моей памяти он остался добрым, душевным человеком.
На работу в клуб Галима поступила по предложению председателя сельсовета Хурмата Кашкарова, который был наслышан об её артистических данных.
Действительно, своим пением она завораживала зрителей, которые с нетерпением ждали её выхода. Тембрально красивым голосом она умела донести до слушателей то, о чём пела. Потому что пела душой. Я всегда удивлялась тому, что она знает много песен.
Раз, поехав на фольклорный фестиваль в Уфу, загорелась желанием организовать такой же в Юлдыбаево. Собрала пожилых женщин, разучила с ними ретро-песни, частушки с приплясами, и каждый раз потом они радовали зрителей своими выступлениями. В районе это был первый фольклорный ансамбль.
Меня же судьба свела с Галимой уже в новом клубе. В памяти одни только теплые воспоминания о наших совместных выступлениях.
Как многие помнят, 23 февраля на сцене были только женщины. Это был подарок мужчинам в честь праздника. И коренным номером у нас была сценка «Генерал». Естественно, главную роль исполняла Галима. И этот номер повторялся каждый год, но с новымсюжетом, превратившись в своеобразный сериал. В год коровы мы смешили зрителей сценкой «Три коровы», где с нами участвовала Нурия Кутушева, которая, как и Галима, никогда не боялась выглядеть смешной и некрасивой. А также наш танец «Современные бабки». Не могу без улыбки вспоминать и много-много других смешных, актуальных на злобу дня юмористических сценок.
Но и в жизни она была и есть «ходячий анекдот». Придёт, бывало, утром на работу, делится своими проблемами, переживаниями. Но не просто рассказывает, она это изображает. Может встать на стол, лечь на пол, поднять ногу. Мы сначала, сочувствуя ей, могли всплакнуть, потом начинали улыбаться, а в конце её рассказа-спектакля разряжались громким хохотом. Это был нам заряд энергии на целый день.
А сколько курьёзов случалось с ней! Вот несколько эпизодов. Поехала она с нашими ребятами, коллегами в Зилаир. Остановились возле РДК. Галима, сделав свои дела, вышла и по дороге к машине вслух выражала своё недовольство тем, что какая-то проблема не решилась. Сев в машину, продолжала вслух ругать. И тут мужчина, сидевший за рулем, поворачивается к ней и говорит: – Щаво? А лицо у него армянское. И тут Галима с ужасом понимает, что села не в ту машину. Как ошпаренная, она вылетела из машины и побежала к своей.
А вот ещё. Её в одно время мучила шпора на пятке. На приеме Хабир Галиахметович посоветовал: – Положи на больное место губку. Легче будет ходить. Она же услышала вместо губки «упкэ»,то есть лёгкие. Про себя рассуждает: «Где же я возьму, лёгкие зимой замороженные?». И говорит врачу: – Лёгкие разморозить или положить холодными?
Атангулов, сдерживая улыбку:
– Галима, ты будешь в выигрыше, если приложишь замороженые.
Следующая шутка по нашей работе. Пишу отчет. Дошла до работы народного театра. Галима перечисляет поставленные спектакли:
– Наиль Гаетбаев «Аты бардын – дэрте бар».
Надо написать на русском в переводе. Загвоздка в слове «дэрт». Не знаю, как перевести. На башкирском складно, всё ясно понятно. Я задумалась, а Галима выпалила:
– Пиши! У кого лошадка, у того секс!
Посмеялись, но представляю, как бы отреагировали на такой перевод наш начальник Владимир Васильевич Каплин и Ирина методист.
В памяти всплывает ещё один эпизод. В православный праздник Пасхи Галима решила навестить своих соседей Ивлевых. Переступив порог, вместо приветствия «Христос Воскрес!» выпалила «Вознесенка, Воскресенка!» То ли забыла, то ли на ходу придумала, чтобы рассмешить. Крашеных яиц ей не дали, сказав, чтоб научилась правильно говорить, а потом приходила.
Такая позитивная бабушка, как Галима, пользуется большой любовью у своих внуков. Одна её сноха при разговоре жаловалась:
– Смотрит за сыном моя мама, а он стремится в Юлдыбай к нэнэйке Галиме. Обратно такой интересный случай. Внук Динислам любил убегать за ворота. И вот у Галимы родился такой план. Предупредила детей, велела им сказать Динисламу, что на улице ходит бабай и собирает непослушных детей. А сама нарядилась этим бабаем и стала прогуливаться мимо дома. Ну вот скажите, какая бабушка согласится на такое представление?!
Ну а на сцене очень успешно шли спектакли народного театра, который возглавляла Галима Тимербулатовна. Несколько раз театр занимал призовые места на республиканских конкурсах. Я играла во всех её спектаклях. Но очень уж запомнился спектакль «Банкрот» по пьесе Островского «Свои люди – сочтемся», который был удостоен Гран-при на фестивале «Золотая юрта» в Миякинском районе.
Наш коллектив клуба всегда активно участвовал в субботниках, проводимых в селе. Пришлось поработать и на фермерском участке Булатовых. Но отдельной вехой в нашей жизни была ежегодная работа на току в деревне Воскресенка. Ездили по прямой дороге. Конечно, ямы, ухабы. Но благодаря тому, что за руль садился Закир-агай Исламгулов, тряски не было. Он не только отлично играл на баяне, но и был, как водитель, асом.
В короткие минуты отдыха к нам подъезжал тракторист дядя Петя Семынин. Царство ему небесное! Веселый был человек. Не сходя, нагнувшись, подзывал нас с Галимой и гнал анекдоты с картинками. Галима их запоминала, а потом, с присущей ей артистичностью, пересказывала нам на корпоративных посиделках.
Не забывается случай, когда мы разыграли повариху. Пришли на ужин, сели за накрытый стол. Женщина, которая варила, находилась в соседней комнате. Но всё слышала. А мы, привыкшие играть со сцены, экспромтом начали свой «спектакль». Говорим тосты, чокаемся, заставляем друг друга выпить. Получилась такая гуляночка.
Повариха приняла всё за чистую монету и на другой день пожаловалась начальству, мол, организовали пьянку. Как здесь докажешь!? Что в бокалах у нас был чай, что это просто розыгрыш. Вот какова она сила искусства. Всё-таки интересно жили. Сейчас осталось только вспоминать…
Когда мы, бывшие коллеги, работники Юлдыбаевского СДК, встречаемся за чаепитием в День пожилых людей, вспоминаем всё хорошее, что было, смешные истории на сцене и за кадром.
«…А годы летят, наши годы, как птицы, летят…» У Галимы что-то в последнее время подводит здоровье. Слушай, дорогая, давай не сдавай позиций! Тем более, что у тебя этот год юбилейный. С красивой датой, Галима Тимербулатовна! Желаю тебе, главное, хорошего здоровья, и чтобы в душе твоей звучали позитивные ноты.
И тогда быть может, Галима-Галимушка, как пела одна известная певица, «… И мы ещё споём…». Ну не споём, так сыграем. Как в старые добрые времена. Где наша не пропадала! Даст бог!.
Мадина Айсаутова.
с. Юлдыбаево.
Фото из архива Юлдыбаевского СДК.