Зилаирские огни
+21 °С
Облачно
Все новости

Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой

В нашей рубрике «Народное интервью» в качестве эксперта участвует Гульемеш Мурзагалиевна Ибиканова из с.Матраево. Гульемеш Мурзагалиевна - опытный краевед. Она много лет проработала учителем истории в Матраевской средней школе. Благодаря проведенной Гульемеш Ибикановой краеведческой работе был систематизирован большой объём исторической информации по истории сельского поселения и собраны экспонаты, отражающие быт и культуру коренного сельского населения. Сегодня Гульемеш Мурзагалиевна является куратором пришкольного исторического музея и готова поделиться с нами своими знаниями об истории родного села

Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой
Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой

Первый вопрос нашему эксперту прислала Гулия Раисовна Бакиева из с.Матраево:

- Какова история развития и становления села Матраево?

- За свою историю в период советов с.Матраево входило в состав нескольких кантонов и районов, - начала свой рассказ Гульемеш Мурзагалиевна. – Со времен возникновения село Матраево называлось Мухаметрахимово. Так, с 1919 по 1922 гг. деревня Мухаметрахимово находилась в составе Бурзян-Тангауровского кантона, а с 1922 по 1930 гг. входила в состав Зилаирского кантона, затем в 1930-1937 гг. находилась в составе Хайбуллинского района.

Матраево - одно из крупнейших сел в Зилаирском районе. Расположено оно на правом берегу реки Бузавлык - правого притока реки Таналык. В обиходе Матраево входит в число древних башкирских сел, и о его происхождении в народной памяти сохранилось интересное предание, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение: «В древние времена житель деревни Юлдыбаево башкир племени тангаур Мухаметрахим Алгушаев собрал всю свою скотину, и отправился в поиски нового места жительства. И оказался он в этих краях. Место, первоначально выбранное им, находилось где-то в районе нынешнего села Ямансаз.

  Но вскоре Мухаметрахим-бай был вынужден покинуть это место, потому что многочисленные болота, оказавшиеся в округе, стали одну за другой проглатывать шедшую на водопой скотину. Тогда Мухаметрахим решил поискать другое место, пониже, вдоль той же реки. Через некоторое время он нашел удобное место и решил остановиться. Постепенно туда переселились жители из деревень Ишбулды и Ишембет. Так появилась новая деревня, которую стали называть по имени основателя – Мухаметрахим».

 Матраево впервые упоминается в 10-й ревизии в составе Тангаурской волости как деревня Мухаметрахим.  Красивое место было выбрано для деревни Мухаметрахим: оба берега реки по всему ее течению были покрыты кустарниками, на поймах росли густые и сочные травы, луга и склоны возвышенностей были богаты ягодами. Что касается названия реки, то ее назвали так, потому что вдоль нее было удобно пасти телят (Бузавлык - «Телячий загон»). А в прежние времена река Бузавлык была довольно широкой, это видно по старым берегам.

 Например, старожилы вспоминают, как они еще в 20-х годах купали в ней лошадей, и река была настолько широкой, что её нельзя было перейти. Об этом же свидетельствует и название местностей около деревни Салимово в четырех верстах ниже, например - «Ете  аршин» («Семь аршин», 4,9 м),  «Ат йөҙҙөргөс» – (это место где купали лошадей). Старожил из деревни Салимово Фазулла бабай Рахматуллин вспоминал, что вокруг деревни «Олосаз» («Оло»-  большой, «Саз»- болото), в Салимово когда-то шумели березняки и лиственницы.

Когда же Мухаметрахим стало Матраем? Причина этого преобразования проста: издревле башкиры в устной речи часто прибегали к сокращению длинных, труднопроизносимых имен. Вспомним село, где родился Юмабай Исянбаев, называется Смак. В действительности же это сокращенное форма имени Исмак - Ысмак - Смак. Или же название села Юмаш в Баймакском районе образовано сокращением Юмадил.

 Так случилось и с названием Мухаметрахим. В начале 1930-х годов название деревни переименовали в Мәтрәй, а когда в селе уже проживало около 10 русских семей, для легкости в обиходе называть село стали Матрай.

 В официальных документах село Мухаметрахим стало появляться под названием Матрай в 1930-1931 годах. Хотя село Матраево появилось в середине 19 века, люди в этих краях жили еще в доисторические времена. Об этом нам говорят древние курганы - могильники в самом селе и его окрестностях, относящиеся к средним векам и даже к временам до нашей эры. У нас проводились археологические раскопки (Алтын уба, Олайыр). Есть свидетели, поневоле оказавшиеся в роли «археолога». Это Рамазан Максютов из деревни Салимово. Вот что он нам рассказал:

«Как-то летом 1954 года нас более 30 человек послали в Матраево копать яму под колхозный погреб (ныне это Заречная улица). Мы начали копать, и, когда глубина достигла где-то полтора метра, наши лопаты наткнулись на какой-то плоский камень. Нам он показался очень интересным. Мы начали обкапывать камень, искать его края. Камень оказался действительно плоским, длиной около 3 метров, а шириной около двух. Решили его поднять, и он раскололся на две части. Но самое интересное было, когда мы подняли камень, в яме под камнем показались два человеческих скелета. У обоих у изголовья стояли глиняные горшки, а рядом со скелетами лежали луки и стрелы. Кто-то из нас потянулся их взять, но у стрел, оказалось, сохранились только наконечники, а все остальное превратилось в прах. Мы рассматривали эти наконечники из красной меди, они были очень большие. Нас сильно удивили и кости скелетов: когда мы, взяв, кости из рук и ног скелетов и сравнили со своими, они оказались намного длиннее наших. При жизни эти люди были, наверное, не менее двух метров высотой. К тому времени вокруг нас собралась целая толпа людей, все посмотрели, и мы обратно закопали эту могилу». Вот такое открытие сделали местные археологи.

 Оценивая эту могилу с исторической точки зрения, можно сказать о бронзовом веке, наступившем после неолита на земле Южного Урала.

 В предуралье господствовали культуры, условно названные археологической наукой Срубная, Андроновская, Абашевская. Можно предположить, что выше упомянутая могила относилась к Срубной культуре. Почему? Потому что племена, строившие Срубную культуру, в отличие от андроновских и абашевских племен, при погребении покойников могилу закрывали каменными плитами, но курганов на нее, как племя абашевской и андроновской культур, не делали. Об этом свидетельствуют глиняные горшки у изголовья покойников и стрелы с медными и бронзовыми наконечниками. Таким образом, могилу, найденную в Матраево колхозными археологами, можно считать древнейшими памятниками истории.

До революции 1917 года село Мухаметрахим относилось к Тангаурской волости Оренбургской губернии.

Большинство жителей занималось скотоводством и земледелием.

В 1915-1916 годах в селе было 57 дворов. Люди в основном были среднего достатка. В каждом дворе держали 5-6 коров, 5-6 лошадей. Около десяти семей считали бедными. Они держали самое большее 1 лошадь, 1 корову, были и без лошадные дворы. Каждая крестьянская семья имела 10 десятин земли. Состоятельные жители - это бывшие середняки, разбогатевшие путем покупки бесценно пустующих земель у бедняков. А у русского богача И.Мамыкина были свои магазины, он еще держал большую мельницу на реке Сакмара. Была своя торговая лавка и у башкира Ахмета Ишбулдина. Таким образом, у деревни с ранних времен были перспективы для дальнейшего развития.

  После революции 20 сентября 1919 года состоялось собрание жителей села Мухаметрахим, где присутствовали 50 хозяев дворов. На повестке дня собрания стоял вопрос о создании сельского совета. На собрании участвовал уполномоченный Зилаирского кантонного комитета Р.Акбердин. На этом собрании жителями села Мухаметрахима был избран первый предприниматель совета Забихулла Аллабердин.

В 1925 году была открыта светская начальная школа.

 Как единственный культурно- экономический центр в округе, имеющий и фельдшерский пункт, и почту и довольно известный по тем временам базар (ныне базар располагается там же), село Мухаметрахим 25 июня 1924 года становится центром Тангаурской волости. Кстати, торговать на Мухаметрахимовском базаре приезжали даже из самых далеких краев, ведь село расположено на древнейшей дороге, ведущей в города Оренбург, Орск, Магнитогорск, Челябинск. Поэтому здесь всегда было многолюдно, и торговое место пользовалось хорошей репутацией.

 В 1929 году в селе началась коллективизация. Большую работу проводили по созданию колхоза Юмагул Кусяпкулов, Ахмет Ишмурзин, Загит Казнабаев, Шамситдин Якшигильдин. Появился колхоз «Красный плуг». Первым председателем работал Сабирьян Аллабердин.

В то время в колхозе возделывали пшеницу, картофель и овес. В 1930 году колхоз получил название «Новый мир». В 1948 г. Матраево, объединив еще три хозяйства, стало центром огромного колхоза. В свое время «Новый мир» считался одним из передовых колхозов.

Как известно, в 1930 году по всей Башкирии были ликвидированы волости и образованы районы. 20 марта 1937 года на месте бывшей Тангаурской волости был образован Матраевский район.

До 2014 года село Матраево являлось центром совхоза «Башкортостан».

Сегодня Матраево входит в состав Зилаирского района. В настоящее время здесь имеется сельский совет, средняя школа, дом культуры, активно работают  мечеть,  детский сад, почта, магазины.

В ходе беседы с краеведом, мы задали интересующие нас вопросы, в частности, по истории ранее существовавшей деревни Ташкурга.

- До 50-х годов между деревнями Камыш-Узяк и Салимово, где образуется слияние рек Янгызкайын и Камыш-Узяк, была расположена д.Ташкурга. До сих пор сохранились фундаменты домов и колодец Хисаметдина Сулейманова.

В 1926 году состоялся сход жителей Верхне-Салимово и Нижнее-Салимово, где приняли постановление желающим-переселенцам из деревни Салимово выдать новые земельные участки. Из кантона приехал геодезист, агроном Коротков, и сделал проект будущей деревни.

   За два года выросла новая деревня Ташкурга из 26 дворов, где проживало 69 человек. На душу населения выделили по 15 десятин земли.

   После войны на территории нынешнего совхоза были созданы несколько колхозов.

Это «Камыш-Узяк», «Ишимбет», «Сынташ», «Суртан-Узяк», «Новый мир», «Аксура».

   В 1948 г. началось укрупнение колхозов. В 1959 г. на основе колхоза «Новый мир» был организован совхоз «Башкирский».

   В Ташкурге были закрыты начальная школа, магазин. Вначале 60-х годов жители стали переселяться обратно в Салимово, где появилась новая улица Ташкурга, а сама деревня распалась. Сегодня на пустующем месте, где раньше была расположена деревня Ташкурга, построили пруд (плотину).

- В каком году и кем было построено Бузавлыкское водохранилище?                        

- За последние годы правительство республики и руководство нашего района принимают значительные меры по оздоровлению водных объектов Зауралья.

Учитывая сложившуюся ситуацию, благодаря помощи правительства республики были сооружены 4 плотины на реке Бузавлык. Затем была подготовлена проектно-сметная документация на строительство еще одной плотины в северной части села Матраево, сооружение плотины наметили на 2005 год. Вся эта работа была направлена на то, чтобы увеличить водосбор реки и полностью удовлетворить хозяйственные и производственные потребности в гидроресурсах, а также улучшить природный комплекс региона, ведь с  появлением антропогенных ландшафтов типа плотин и водохранилищ оживает и вся прилегающая к ней территория, увеличивается растительный и животный мир, появляются новые места для отдыха и туризма. В таких местах оживает не только природа, но изменяется в лучшую сторону и жизнь людей.

В декабре 2005 года при выезде в с.Матраево с северного направления был установлен информационный стенд следующего содержания: «Республика Башкортостан, Бузавлыкское водохранилище», где были указаны схемы и техно-экономические показатели будущих плотин. Второго мая 2005 года Президент Республики Башкортостан  М.Г.Рахимов посетил с рабочим визитом наш район. Президента республики и сопровождающих его лиц жители села Матраево встретили на окраине села на том месте, где в скором будущем планировалось строительство Бузавлыкского водохранилища. И вот наступил волнующий момент: после благословения аксакала села Г.Актаева, президент республики Муртаза Губайдуллович Рахимов под аплодисменты присутствующих вбил первый колышек на месте будущего водохранилища.

С этого момента на реках Большой и Малый Бузавлык началось строительство крупнейших гидросооружений не только в Зилаирском районе, но и во всем Зауралье. По проекту с весны 2005 года планировалось строительство плотины на реке Большой Бузавлык с запасом воды на 12 млн.м.кв. и в перспективе строительство такого же водохранилища на реке Малый Бузавлык с запасом воды на 9 млн.м.кв., которые между собой должны были соединяться сопрягающим каналом длиной около 1 км и шириной 25 м по дну, высота должна была составить не менее 8 м. По замыслу гидростроителей данное гидросооружение - уникальное. По проекту излишки воды из малого водохранилища должны поступать в хранилище Большого Бузавлыка, а излишки воды этой плотины при половодье или при обильных осадках должны сбрасываться по обводному водосбросу, русло канала полностью забетонировано. И вот ранней весной 2005 года на место будущей стройки около реки Большой Бузавлык начали подтягивать технику, завозить стройматериалы, обустроили городок для строителей, склад под ГСМ, бетономешалку и т.д. Одновременно начались геологоразведочные работы по изучению нижних слоев литосферы и подземных вод. В течение двух месяцев была проведена большая исследовательская работа, которая была необходима для того, чтобы выяснить, могут ли подземные гидроресурсы в перспективе быть использованы для обеспечения населенные пункты питьевой водой, так как это было одной из проблем для данной местности.

Весной 2006 года было начато строительство второго водохранилища на реке Малый Бузавлык. На окраине села гул моторов техники не смолкал ни днем, ни ночью, строительство велось зимой и летом.

Сдача второй очереди гидросооружения состоялась к юбилейной дате - 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России, - поведала Гульемеш Мурзагалиевна.

(Продолжение следует…)

Фото Софии Серковой.

 

 

Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой
Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой
Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой
Зилаирская история: народное интервью с куратором Матраевского пришкольного музея Г.М.Ибикановой
Автор:София Серкова
Читайте нас: