Все новости
История и люди района
17 Января 2020, 16:05

О мосалях и их предках

В декабре ушедшего года на страницах нашей газеты был опубликован материал историков-краеведов Г. Шаранова и К. Вережан «О мосалях и их предках», вызвавший большой читательский интерес. По многочисленным просьбам читателей и с разрешения авторов предлагаем вашему вниманию частично сокращенный текст данной статьи:

В декабре ушедшего года на страницах нашей газеты был опубликован материал историков-краеведов Г. Шаранова и К. Вережан «О мосалях и их предках», вызвавший большой читательский интерес. По многочисленным просьбам читателей и с разрешения авторов предлагаем вашему вниманию частично сокращенный текст данной статьи:
«Очень старое славянское слово «ведать» пришло к нам из Древней Руси и означало «знать». Знать о себе, о своих родных и близких. Знать о доме, в котором ты живёшь, улице, селе или деревне, районе. Что мы знаем о них? На удивление практически ничего. Равно как и о своей собственной родословной. Это легко проверить, задав самому себе несколько вопросов. Например, как звали прадедушку и прабабушку (и ещё более дальних предков), откуда они, чем занимались? Как и когда возникли та или иная деревня или хутор, село, почему так называются? И тогда возникают домыслы, слухи, сплетни, в которые с годами начинают верить даже придумавшие их…
Занимаясь с 2006 года изучением истории нашего Зилаирского района Республики Башкортостан в современной его территории с момента появления первых русских переселенцев в середине XVIII века, мы столкнулись с огромным потоком придуманных историй. Сегодня мы остановимся пока только на одном Кананикольском медеплавильном заводе и постараемся приоткрыть его историю.
Село Кананикольское, центр одноимен­ного сельского совета. Расположено в северной части Зилаирского района на реке Кана, в 70 км к северу от с. Зилаир. Население: в 1959 г. — 3302 чел., 1989 — 1301; 2000 — 1059 человек. Живут, в основном, русские. Основано в середине XVIII в. как поселение при Кананикольском медеплавильном заводе. В начале ХХ в. было центром одноименной волости. К сожалению, многое безвозвратно уходит от нас в небытие... Мы не знаем и не желаем знать, а тем более помнить того, что прошло. Живем сиюминутным. А жизнь мелькнет тонким лучиком на небосклоне истории и канет в века... Жизнь меняется с каждым днем настолько стремительно, что, увлекшись сегодняшним, мы совершенно забываем о вчерашнем... Мы не претендуем на звание знатоков своего края, но, однажды увлекшись своей родословной, поняли: изучение своей семьи, своего рода невозможно без изучения истории краев и регионов страны, где они проживают, особенно истории своей малой родины, истории сел и деревень своего района. Найденные краеведческие материалы публиковались на нашем сайте zilair.ru, который в связи с приходом в Украине новой власти был уничтожен как российский. В этой статье мы постараемся показать историю села Кананикольское на основе уже имеющегося материала, в основном, собранного в течении тринадцати последних лет.
А сколько напридумывано!!! Как говорится, «если есть свободные уши, можно вешать лапшу». Приведу несколько версий, ходящих в народе:
  1. Мы «мосали», потому, что хозяева были Мосоловы, по ним и назвали…
  2. Мы все из города Тулы, откуда сами Мосоловы…
  3. Посёлок Шанский, образовался после Великой Отечественной войны...
  4. Мы из Русского Бердяша, это имение чиновника Чистозвонова, который нас привёз из…(сколько людей, столько версий)
  5. Мы из Талихи или другого хутора и переехали перед революцией из…
  6. Есть и абсурдные до смеха: нас Мосоловы выиграли у Екатерины II в карты… Представьте: никому неизвестная сноха Елизаветы Петровны, узнала, что через 12 лет будет великой царицей и стала проигрывать в карты не принадлежащих ей людей и территории…
Мы не будем продолжать список всех небылиц. Как историки, мы обязаны ссылаться на документы, а документы для нас и наших потомков хранят тихие, добрые, скромные люди, работающие в архивах Свердловской, Оренбургской, Тульской, Рязанской, Калужской областей, Республики Башкортостан, в ЦГАДА в Москве.
В 2011 году 21 сентября исполнилось 260 лет со дня образования одного из самых больших сел района - Кананикольское. Именно в этот день Мосоловы заключили договор с башкирскими старшинами о выделении им земли по реке Кана и окрестностям. Название состоит из двух частей Кана - название реки и Никольск в честь Николая Чудотворца, покровителя всех оружейников и будущих заводовладельцев г. Тулы. За столько лет история этого села «знаменита» такими «легендами и вымыслами», что очень тяжело отделить зерна от плевел. Настолько они укрепились в сознании людей, что порой очень трудно их в этом переубедить.
История возникновения второго медеплавильного завода на территории нашего района приходится на 50-е гг. XVIII в., когда на Урале появились энергичные тульские горнозаводчики Мосоловы, выходцы из Тульской оружейной слободы, четверо братьев - Алексей, Максим, Иван Большой и Иван - Меньшой Перфильевичи Мосоловы. Тогда это было связано с освоением природных богатств края, последовавшим в результате добровольного присоединения Башкирии к России.
Мосоловы были опытными предпринимателями, владели пятью железоделательными и одним медеплавильным заводом. Первые заводы находились в Московской и Рязанской губерниях: Мышегский завод, Нижне-Шанский (или Гиреевский), Архангельский.
Основание Кананикольского медеплавильного завода относится по времени до 1750 г. В 1751 году был заключен контракт с Оренбургской губернской канцелярией на постройку медеплавильного завода на р. Кане, левом притоке р. Белой. Первый владелец завода Гордиевский приобрел всю землю у башкир, а до этого времени брал ее в аренду, затем он продал завод с землею и 216 рудниками господину Мосолову.
Земли под завод Мосоловы приобретали у башкир Ногайской дороги на условиях уплаты ежегодного оброка в 20 рублей. Через 10 лет Мосоловы купили эту землю, но в купчей не были указаны размеры площади.
Последующее десятилетие для семейной компании было связано с крупными хозяйственными потрясениями, когда царский вельможа Александр Шувалов (первый владелец Покровского завода) вспомнил давний спор их родов. Побоявшись ссоры, Мосоловы закрыли один из своих заводов и свезли своих мастеровых и инструмент на другие. Одержав первую победу, Шувалов А.И. не ограничился и продолжил дальше вносить раздор среди династии горнозаводчиков. Знатный вельможа вспомнил для этого случая фразу, высказанную как-то императрицей Елизаветой о том, что «в целях сбережения лесов в Москве надлежало строить каменные дома». Для сохранения лесных богатств в Подмосковье изобрели «Указ об уничтожении в радиусе 200 верст от Москвы металлургических, стекольных и винокуренных заводов». В результате этого указа Мосоловы сразу же лишались еще трех заводов: Шанского, Гиреевского и Мышегского. В борьбе за эти заводы они отстояли только Мышегский, Верхне-Шанский же прекратил свое существование, а Гиреевский - попал во владение графу Шувалову. «Ущерб об закрытия трех заводов Мосоловы исчислили в 100 тысяч рублей».
После раздела имущества Кананикольский завод достался Ивану и Григорию Алексеевичам Мосоловым, но в дальнейшем в документах владельцем Кананикольского завода стал выступать один Иван, а позже владельцы периодически менялись: сын Федор Иванович с матерью Марией Алексеевной, после них сестра Федора Елизавета Загряжская (по второму мужу Шешукова) от которой имение перешло по наследству к ее сыну Александру Загряжскому, а далее имение перешло к купцу Михаилу Фомичу Томасову.
Кананикольский завод осенью 1755 года бездействовал, по мнению Оренбургского горного начальства, не столько из-за волнений в Башкирии, сколько из-за отсутствия денег, продовольствия. Здесь дело дошло до кровавых событий: когда приказчики оружием пытались удержать голодных крестьян на заводе, а те, несмотря ни на что, ушли с завода, то «во время преследования их в пути некоторые были убиты». По топографии П.И. Рычкова в 1760 году в селе Кананикольское было всего 60 дворов.
Мосоловы перевели на завод 200 душ крепостных крестьян со своих старых заводов (так появился рабочий поселок Шанский и речка Шанская, бараки которого просуществовали до второй половины прошлого столетия). Предполагаю, что в это время рабочих Кана-Никольского завода, перевезенных из Калужской губернии стали называть «мосалями». (Для справки: «мосали» – жители города Мосальска, потомки приезжих варягов и вятичей. За их своенравный нрав и невосприимчивость к власти, еще дедушка Ивана IV Грозного – Иван III ссылал их ближе к Уралу на границу с Ордой). В 2010 году мы посетили город Мосальск Калужской области и время от времени в речи местных жителей проскальзывало «рязанское наречие», характерное для жителей Кананикольска. Название города Мосальска, в переводе с варяжского, означает «моша» - болотистая местность, «-льск» - укрепление, крепость, т.е. это одно из укреплений варягов на болотистой местности. И хотя сегодня они называют себя «мосальчане», их историческое название – «мосали», недаром местная городская редакция выпускает «Мосальскую газету». Удивление у нас вызвало то, что дорога в г. Мосальск нам показалась настолько знакомой и схожей с дорогой в Кананикольск, те же деревья, те же ухабы, те же опушки среди леса, отличие лишь в отсутствии гор.
Затем наше путешествие продолжилось через село Шанский завод, находящееся буквально в нескольких десятках километров от Мосальска. Дорога была уложена бетонными плитами, с торчащей из нее металлической арматурой. Село Шанский завод по размерам большое, население занимается лесом, охотой. Имеется церковь.
В начале 1750-х гг., после переселения в Башкирию рабочих с других заводов, в дополнение к шести действующим медеплавильным печам была начата постройка еще четырех. И завод постепенно набирал мощность: в 1760 г. на нем выплавили 1 173 пуда чистой меди, в 1764 г. - 6 150, в 1765 г. - 10 800, в 1766 1772 гг. - от 6 до 10 тыс. пудов ежегодно.
За пять лет до Крестьянской войны 1773-1775 гг. Кананикольский завод выплавлял свыше 7000 пудов меди в год, т.е. каждая из шести печей превышала установленную правительством норму, равную 1000 пудов в год.
Основное население завода было приобретено Мосоловыми в Тульской, Рязанской и Калужской губерниях, коренную прародину каждого рода документально установить наконец-то удаётся, т.к. нами найдены и приобретены копии документов, а именно III ревизии 1762 года Кананикольского медеплавильного завода.
Среди первых поселенцев известны потомки Симана и его брата Анфиногена Яковлева из Шанского завода (в настоящее время Симоновы, Лукьяновы, Карповы), Никифора Шаранова из деревни Выселок Кутуково тож Переяславля Рязанского уезда (отделившаяся ветвь Парфеновых от Парфена Шаранова), Пуда Федоровича Кобелькова (Пудеевы), Тихона Ракова (отделившаяся ветвь Кириковых от Кирика Ракова), Прониных (отделившаяся ветвь Корневых от Корнея Пронина), Медведевых тоже из Выселок Кутуково тож (отделившаяся ветвь Гавриловых от Гавриила Медведева), Фомы Абрамова, Степана Барабанова, Никиты Баталова, Ивана Воробьева (ныне живущие в с. Зилаир тоже входят в эту ветвь), Ивана Горюнова, Григория Гусева, Ефима Денисова, Тимофея Каплина, Михаила Малоземова (переехавших из д. Федоровки) и многих других. Конечно, для полного изучения всех документов (до IX ревизии 1850 года кананикольцев записывали без фамилий) нужно время и терпение, и через некоторое время мы будем знать точный населённый пункт, откуда приехали наши предки.
Не будем акцентировать внимание на итогах Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. для Кананикольского завода. Само название одной из деревень завода, деревни Побоище, говорит о многом. Тогда в наших краях и появился род Пугачевых. Часть крестьян ушла с повстанцами, много погибших…
В ревизии 1861 года впервые упоминаются деревни Березовка, Побоище, хутор Бастан, появившиеся в середине XIX века. Потом появляются хутора – бывшие делянки, места для заготовки угля, дегтя, сосновой смолы и т.д. по всей даче Кананикольского завода до речки Сюрень, это Русский Бердяш, Кушак, Мяткися, Мечеть-Бар, Талиха и т.д., некоторые из них на территории современных Бурзянского и Кугарчинского районов.
Очень много толков и разговоров вызывает в народе стоящая в центре села церковь. Эта церковь с названием Богородицкая села Кананикольское была заложена в 1761 году и построена только в 1868 году. А заводские крестьяне за период 1754-1761 гг. для себя построили небольшую заводскую Никольскую церковь, в честь покровителя села и завода святого Николая Чудотворца, просуществовавшую до начала XX века. Рядом с этой церковью находилось кладбище, существующее до настоящего времени.
Очень много споров вызывает история здравоохранения в нашем районе. Наличие у нас исторических документов свидетельствует о том, что при Кананикольском медеплавильном заводе постоянно существовал лекарский пункт. Это было одно из условий существования завода в тот период. Приведём запись из документа 1861 года: «Лазарет, построенный из бревен в 5 комнат, внутри оштукатуренных, подразделением сеней, коридора, кухни, прачечной и баней, снаружи обшит и покрыт тесом в две доски». Кроме того, имеется лекарский дом в 2 этажа. Т.е., в этот период большое внимание уделялось медицинскому обеспечению. Ранее нами же в архиве Оренбургской области встречался документ, свидетельствующий о том, что в начале XVIII в. лекарский пункт уже существовал, и короткое отсутствие лекаря на заводе вызывало проверку из г. Оренбурга, так как это было нарушением царского указа «О наличии лекарских пунктов при заводе».
Центром великих событий было с. Кананикольское в начале прошлого века. В течении короткого времени село переходило из рук в руки. Белые и красные, башкирские части и отдельные отряды, партизаны и повстанцы с боями брали этот населённый пункт. Сколько людей полегло тогда? В настоящее время, находящаяся рядом с кладбищем братская могила, где лежат люди разных национальностей и вероисповеданий, отмечена Большим крестом.
Много лет прошло с той поры, разлетелись потомки первых кананикольцев по всему миру: Англия и Франция, Испания и Германия, Чехия и Голландия, Украина и Белоруссия, другие страны. Но осталась в крови потомков ностальгия по своей малой родине, постоянно шлют они письма, узнают о Кананикольске, спрашивают историю села.
История села – это история ее жителей. И пока потомки вспоминают о селе, приезжают в отпуска и на каникулы, сельчане живут и поддерживают благосостояние села – Кананикольск будет жить и быть центром притяжения народа, называемого «мосали».
Читайте нас: