Все новости
Экология
6 Марта 2019, 22:30

Об организации работы по обращению с ТКО в Республике Башкортостан

Президент РФ В.В.Путин в Послании Госсобранию РФ, среди других важнейших направлений отметил экологическое. В частности, он дал определение МУТНЫМ компаниям, цель которых не реализация требований ФЗ «Об отходах производства и потребления», а нажива. Поведение региональных операторов на территории Башкортостана (на мой взгляд) один в один отвечает определению Владимира Владимировича. Регоператоры при содействии ООО»ЭСКБ» (на минуточку монополиста по поставке электроэнергии) нахраписто навязывают населению республики заключение анонимных договоров. Хотя последней редакцией Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами пункт 8.1 абзацы а, б заключение договоров между регоператором и гражданами не предусмотрено (за исключением граждан в многоквартирном доме, где нет управляющей компании). И что настораживает, это отсутствие реакции от кого положено на противоправные действия.
Диспозиция
Действующими Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту Правилами), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (с изменениями на 15 декабря 2018 года) без вариантов определено, что местом накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТКО), является площадка, обустроенная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенная для размещения контейнеров и бункеров. Пунктом 9 Правил определено, что потребители услуги осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Пунктом 10 тех же Правил определено: «В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором».
Пункт 15 Правил: «Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».
"Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" пунктом 2.2.3. определено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров.
В кварталах усадебной застройки на конец января 2019 года нормативная инфраструктура для обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) далека от нормативной.
Например, в селе Зилаир 36 км улиц. Исходя из санитарных норм, контейнерные площадки нужно устроить через каждые 200 м улиц. Всего получается 180 площадок. Создать площадки нужно с нуля. Средняя цена контейнера емкостью 0,75 м3 10,0 тыс. рублей. По два на одну площадку, – потребность в средствах 3,6 млн. рублей. Обустройство площадки (планировка, отсыпка, асфальт, подъезд, ограждение и озеленение периметра) минимум 50 000 рублей на одну площадку еще 9,0 млн. рублей. Ну и самое главное в 9 из десяти случаев размещения контейнерных площадок, необходимо выполнить мероприятия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд со сносом недвижимости, каждый случай обойдется по минимуму в 1,0 млн. рублей. Пусть это будет 100 площадок. Общий разовый расход (скорее всего бюджетных денег) составит 112,6 млн. рублей. Это одно село района, правда в нем самая плотная застройка и проживает чуть больше трети всего населения района. Всё равно на весь район нужно средств не менее 150,0 млн. рублей и по времени минимум год. В других районах ситуация вряд ли отличается от зилаирской.
Правилами в разделе I пункт 1 приведен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (введен в действие 15 декабря 2018 г.) дословно:
«8 1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157_2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника ТКО».
Таким образом последней редакцией Правил не предусмотрено заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между гражданами и региональным оператором (кроме случаев отсутствия управляющей организации в многоквартирном доме). В данной статье анализируется территории усадебной жилой застройки, которая соотносится абзацу (б). Соответственно должна появиться организация (в том числе некоммерческое объединение), действующая от своего имени и в интересах собственника ТКО, с которой и должен будет заключаться договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Лимит времени на организационные мероприятия исчерпан. Инфраструктура для сбора и отгрузки ТКО не создана. Жизнь идет, мусор появляется. Региональные операторы, которые теперь начинают отвечать за ТКО только с момента погрузки его для транспортировки к месту утилизации или захоронения, стали напористо подтягивать к сбору ТКО органы местного самоуправления (далее по тексту ОМС), которые пятой точкой чувствуя, кто в конце концов окажется крайним, вынуждены проявлять какую-то активность. Совместно с ОМС регоператоры суетливо создают видимость о благополучном начале так называемой «мусорной кампании». К слову сказать, в последней редакции Правил роль ОМС заключается только в регистрации мест накопления ТКО. Где-то запускают спецтехнику, а то и сельхозтехнику (трактор с телегой) по объявленным графикам. Территории усадебной застройки райцентров, как правило, объезжаются мусоровозами раз в неделю (по действующим нормативам периодичность через два дня).
В с. Зилаир сбор мусора ведется по графику, опубликованному на официальном сайте сельского поселения. График не имеет свойств документа (нет сведений об утверждении и регистрации документа). В так называемом графике доводятся сведения следующего характера: перечислены наборы улиц, по которым раз в неделю после 19 часов проезжает мусоровоз, так же указано, что по пути следования мусоровоза можно оставлять пакетированный мусор. Ежедневный маршрут включает 5 – 6 км улиц. Собранный мусор вывозится на существующую свалку (в данной ситуации по факту единственное узаконенное место накопления ТКО для усадебной застройки райцентра), где частично утилизируется субподрядчиком регоператора (путем отбора и прессования чистого пластика для сдачи на переработку). Часть граждан вывозят мусор на свалку самостоятельно. В результате сбор ТКО происходит в том же режиме, как и раньше происходил. Единственно, что при въезде на свалку с граждан перестали брать плату, вход, как говорится, свободный (хоть черта лысого вываливай, хоть ртуть, хоть другую какую гадость). Сколько мусора вывезено с этой свалки регоператором за почти 300 км на Белорецкий или Ишимбайский полигоны можно посмотреть по накладным (если таковые оформляются) и сравнить их с данными ГЛОНАСА (если такие данные архивируются в отчетах регоператора). В остальных чуть более 50 населенных пунктах района тягостное молчание. Ранее существовавшие свалки обозвали (документов не видел), как несанкционированные, получается, что и вывоз мусора на эти свалки чреват привлечением к административной ответственности.
Сейчас жители райцентра получают счета от ООО «ЭСКБ» за электричество, в которые включена оплата за обращение с ТКО (остальным жителям района счета за январь не выставляются, т.е. регоператор, как бы признает, что остальные н.п. не обслуживаются), хотя в последнем сообщении районка сообщает, что с марта всех обслужит. В ноябре 2018 года регоператор ООО «Эко Сити» информировал жителей через публикацию в местной газете, что данный счёт будет являться «договором аферты», заключенным на условиях типового договора (приложение к Правилам). Повторюсь, «…последней редакцией Правил не предусмотрено заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между гражданами и региональным оператором (кроме случаев отсутствия управляющей организации в многоквартирном доме)». Также не создана инфраструктура для сбора ТКО. На взыскание платы с потенциальных потребителей услуги по обращению с ТКО через суд у регоператора нет перспективы. Единственно возможны первые оплаты от части граждан, которым либо некогда разбираться, либо для них это не принципиально, либо они проживают в многоквартирном доме, где нет управляющей компании.
Выводы
До бесконечности можно разбирать предлагаемую для реализации схему обращения ТКО и в конце концов убедиться в её неспособности решить сверхзадачу реформы: «Очистить территории и минимизировать захоронения ТКО».
Появление таких малых архитектурных форм, как мусорная площадка через каждые 200 м улицы вряд ли добавит восприятия комфорта у населения, рады будут разве что коты, вороны и собаки.
Из-за огромных расстояний вряд ли возможно ожидать нормативного обслуживания контейнерных площадок, если таковые будут построены. Нетрудно предположить, как собираются обеспечивать свою экономику регоператоры:
- за счет ликвидации несанкционированных свалок (которые они втихаря могут сами и устраивать) повиснут на муниципальных бюджетах;
- за счет компенсации выпадающих доходов (в том числе вымышленных, потому что труднопроверяемые) из бюджета республики;
- и т.п.
Не решается вопрос по сбору ТКО (двойной платеж недопустим), а регоператор отвечает за ТКО только с момента погрузки его для транспортировки к месту утилизации, или захоронения, скорее всего мероприятия по сбору (уход за площадками, мытье и ремонт контейнеров, сбор разлетевшегося мусора и т.п.) будет производиться за счет средств благоустройства ОМС.
В санитарном и противопожарном плане картинка так же малопривлекательная. Наверняка эти площадки будут в зоне внимания не сильно богатых и деградировавших соотечественников, а также детей с незанятым досугом.
Виноватыми (хотя и без означенных в законодательстве конкретных компетенций в данном вопросе) окажутся по определению органы местного самоуправления. Территории вряд ли станут чище.
Решения
Жизнеспособностью обладают лишь такие проекты, которые органично вписываются в окружающую среду (будь то природную, будь то социальную).
В начале своей жизни 99% компонентов ТКО находятся в 5 классе опасности (безопасные). Опасными они становятся, когда их смешивают и собирают в большие конгломераты. Все, в том числе захороненные, полигоны с ТКО, во избежание ЧС придётся наблюдать и обслуживать бесконечно долго. При самовозгорании на таких объектах Сибай цветочком покажется.
В условиях усадебной застройки вполне реально не смешивать ТКО, а накапливать их раздельно:
пищевые отходы утилизируются внутри усадьбы в компост, или в корм домашних животных;
вымытый пластик, металл, стекло, бумагу, картон, мануфактуру, резину раздельно под сдачу заготовителям в кладовку, либо специальный закрытый от атмосферных осадков многосекционный ящик;
древесные отходы, ботва, обрезь из сада в компост на усадьбе, либо на специальные отведенные ОМС под компостирование навоза площадки, такие площадки также необходимы, т.к. поголовье домашнего скота у сельских жителей постепенно начинает расти.
Для организации такого оборота ТКО придется откорректировать правила благоустройства муниципальных образований, внести туда пункты, обязывающие граждан на селективный сбор, хранение и сдачу незагрязненных компонентов ТКО заготовителям. Заодно прописать в правилах пункты про строительный мусор и крупногабаритные ТКО (места и режим складирования). Прописать обязанность жителей многоквартирных домов не смешивать пищевые отходы с сухим мусором.
А самое главное, организовать закупку и переработку вторсырья (дело для малых предприятий и заготовителей, в т.ч. заготконтор Башпотребсоюза). При достаточной мотивации населения (с одной стороны административной ответственностью за соблюдение правил благоустройства, а с другой выгодой за сдачу вторсырья) прогнозируемо ожидать улучшения ситуации. И даже сбор стекла, пластика, резины мало занятыми гражданами с территории муниципалитетов.
Усилить администрирование территорий, благо для этого доступно к применению парк уже имеющейся в распоряжении ОМС фотовидеотехники. Каждая выброшенная в неустановленном месте бутылка может найти своего хозяина.
В заключение акцентирую внимание, что данная схема обращения с ТКО никак не конфликтует с действующими нормами и вполне внедряема на всей территории республики. А уж как эта схема отвечает основным принципам и приоритетным направления государственной политики в области обращения с отходами, перечисленным в разделе 3. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» судить специалистам.

Читайте нас: